Friday, September 8, 2017

Космополитика и раён

Забавно. Поскольку я часто заявляю себя "космополитом" или "гражданином мира", то многие "патриотически" настроенные люди начинают утвержать, что я поверхностное безответственное существо. Что меня на самом деле не волнуют никакие проблемы, которые касаются конкретного места (к примеру, России).

Однако патриотов таких мегаобразований, как Россия, регионалисты часто обвиняют в том же самом - в безразличии к проблемам конкретных мест. Понятно - свой уровень ответственности всегда хочется счесть самым главным. Что уровень, к примеру, нации - это предел, а более "высокие" уровни - так, утопия, абстракция, и все эти граждане мира на самом деле вообще ничего не любят, потому что "все" любить нельзя.

А для некоторых важнее всего микрорайон. Точнее, просто "раЁн". И именно в контексте "а ты ваще с какого района тут такой дерзкий?" Для таких уровень государства тоже важен (телепропаганда и инструктаж товарищей из органов), но экзистенциально проблема "раёна" для них куда важнее. И про цветочки, елочки и десткие грибочки "на раёне" они почему-то совсем не думают.

Но есть ведь и другие, у которых тоже микрорайон ощущается как главная зона их ответственности - и как раз с грибочками и цветочками - и много чем еще. И это прекрасно.

Однако планетарный уровень ответственности тоже есть. И это не утопия. И не абстракция. И я правда ощущаю планету как свой дом. Я дома и в России, и в США, и во Франции, и много где еще. И чем лучше я узнаю место, тем в большей степени оно мне становится домом. Еще одной обжитой комнатой планетарного дома, с которой я познакомился.

А далее идет уже и космическая ответственность, но об этом потом.

Проблема именно в том, что человек склонен воспринимать иные уровни ответственности как иллюзорные или малозначимые. Но мне кажется, это идет от ощущения "все такие, как я, только некоторые прикидываются и выпендриваются". Ну, и другая проблема, что ответственность многими понимается как подавление, господство и контроль.

Уважаемые патриоты всех рангов, поймите нас, патриотов Вселенной! Мы тоже родились на конкретной улице, одной из улиц этого космического пространства, и вполне можем хорошо знать о проблемах этой улицы, любить ее архитектуру, любить растущие на ней цветы и деревья. Но при этом заниматься вопросами, которые касаются сразу всех улиц в городе - поскольку вопросы одной отдельно взятой улицы сегодня решить нельзя. Патриот микрорайона, оставаясь на уровне микрорайона, не сможет ничего поделать, к примеру, с "мусорным континентом" в Тихом океане.

Дегуманизировал ли Лермонтов русский народ?

Сегодня мне долго объясняли в комментах, как я неправ, сравнивая Россию с Мордором или с Третьим рейхом. Что я этим вызываю отрицательные чувства у тех, кто живет в России. Что они отшатнутся от тех идеалов, которыми я руководствуюсь. Что я тем самым отрекаюсь от русской культуры.

Хорошо. Рассмотрим ту самую русскую культуру. Видимо, отрекшимися от нее следует считать:

Лермонтова:

"Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей".

Пушкина:

"Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич".

Мои оппоненты должны сказать, что этими текстами Лермонтов и Пушкин отлучили себя от русской культуры и оскорбили российский народ. И справедливо подверглись санкциям. Разве можно так обращаться к народу? Разве разделит народ идеалы этих презрительных господ?

Видимо, авторы процитированных выше строк должны были быть более деликатны, не сравнивать российскую власть с властью османской - и понимать, что если они будут называть вольнолюбивый российский народ "рабами", то на свободных выборах, которые воспоследуют в некоем отдаленном будущем, народ плюнет на их антинародные аристократические идеалы и изберет себе более толерантного лидера.

Апеллировать к свободолюбию народа можно тогда, когда слово "свобода" отзывается в душе представителей этого народа глубоко и сильно. А если не глубоко и не сильно - то да, некоторых спящих могут пробудить такие вот стихотворения. Конечно, могут не пробудить, да, а именно, как мне писали, озлобить еще больше. И побудить сдать клеветника России властям. Ну так в тяжелом положении панацей нет. Властям сдавали и тех, кто пытался льстить.

Как Кремль собирается контролировать Фашинтерн

Налицо попытки российской власти разрушить относительное единство "западного мира". Именно поэтому она поддерживает американских изоляционистов и "евроскептиков" внутри Европы.

Допустим, что ее попытки увенчались успехом. К власти в ведущих западных странах приходят поддерживаемые - как явно, так и по тайным каналам - ультраправые разного толка. Изоляционисткая администрация США выполняет свои предвыборные обещания и перестает финансировать НАТО. Евроскептики, пришедшие к власти в своих странах, выводят их из состава ЕС.

Далее перед российской властью встанет задача - как обеспечить более-менее долговременную лояльность ультраправых западных правительств в отношении РФ.

Задача нетривиальная, так как после прихода к власти радикальные политические силы далеко не всегда платят своим зарубежным покровителям благодарностью.

На некоторое время проблему можно попробовать решить, подсадив заранее своих клиентов на крючки компромата, с помощью которого можно шантажировать их, дабы те продолжали сохранять лояльность. На этом этапе российской власти парадоксальным образом необходимо функционирование гражданского общества в тех странах, в которых к власти приходит кремлевская клиентура - поскольку крючок страха перед сливом компромата работает именно в условиях существования гражданского общества.

Возможно, именно этот сценарий мы наблюдаем сегодня в США. Трамп был вынужден соблюдать некие договоры (возможно), заключенные с российскими патронами - допускаю, что имеет место шантаж. Однако на этом этапе операции есть скользкий момент. Давление внутренних политических оппонентов и гражданского общества может оказаться таким, что страх перед публикацией компромата окажется недостаточен. Если ситуация такова, как я ее описываю, то развязку драмы мы можем увидеть в ближайшем будущем. Трамп - в этом сценарии - пытается показать своим российским патронам, что он делает то, что может, но патронам все же выгодно, что он останется у власти, а потому они не должны даже и в сегодняшней ситуации его "сливать".

Если же ультраправые западные клиенты российских властей в итоге подавляют оппозицию и гражданское общество, то возникает совершенно иная конфигурация, не менее проблемная для российских властей. Такой правитель, утвердившись, может далее не бояться слива компромата, как не боятся этого российские власти, на которых слито уже все, что возможно. И тогда он снимается с крючка - и может считать себя свободным от каких бы то ни было обязательств по отношению к бывшим покровителям.

В этой ситуации российской власти останется только попытаться разжечь внутризападные противоречия и разрушить тот самый "фашисткий интернационал", который она сама и пытается создать в западном мире.

Какую именно роль Россия хочет играть в мире, где Запад дезинтегрирован - другой вопрос, как и вопрос о том, какими бы Россия хотела видеть свои отношения с Китаем.

Повторю только свою старую мысль. В качестве цели российская власть видит не то чтобы свое мировое господство. Оно для нее желательно, но на пути к нему стоит множество проблем. Но изменить мировые правила игры так, чтобы Запад отказался от ряда своих ценностей (пусть и не всегда ведущим себя в соответствии с ними) и принял правила игры "каждый за себя" и втянулся предлагаемый российской властью брутальный контрмодернистский дискурс, дискурс архаизации - вот это видится крмлевскими стратегами, полагаю, как весьма желательное и осуществимое предприятие.