Первобытная эпоха человечества характеризовалась требованием, чтобы человек выбрал себе одну и только одну определенную и достаточно жесткую картину мира. Она была его метафизическим паспортом. "Како веруеши?" - мог спросить у человека любой метафизический мент и - в случае отказа оный паспорт предъявить - задержать его до выяснения метафизико-конфессиональной личности.
В нашу переходную эпоху индивидуалистические идеалы осевого времени уже, вроде бы, стали, после "Билля о правах", всеобщим законодательством. Однако по инерции человек часто продолжает отождествлять себя с собственной картиной мира. При чем картина мира эта - не его, а сфабрикована за него той или иной группой религиозных, научных или политических авторитетов.
Человек, отказывающийся предъявить четкую, понятную, имеющую свою ячейку в каталоге картину мира, до сих пор многими считается существом ненадежным, подозрительным, аморальным и беспринципным.
Между тем, дело обстоит ровно наоборот.
Да, отказ показать метафизический паспорт часто происходит от желания отказника половить рыбку в мутной метафизической воде. Впрочем, такой, если надо, покажет тот паспорт, который требуется. Но, если вглядеться, паспорта не потребуется - можно разглядеть вполне очевидное метафизическое клеймо за самым роскошным метафизическим одеянием.
Жесткая картина мира, сквозь которую человек смотрит на реальность и на себя, существенным образом ограничивает свободу человека, не позволяет ему адекватно мыслить, чувствовать и действовать. Зато является прекрасным инструментом принуждения и манипуляции.
Новая же эпоха - можно назвать ее эпохой трансмодерна - будет характеризоваться настоящей индивидуализацией картины мира.
Каждый человек в идеале будет формировать свою собственную пластичную систему картин мира - и будет способен легко ее трансформировать. И картины мира эти будут уникальны - как уникальна каждая личность. И будет она у человека не одна - как художник способен написать за свою творческую жизнь не одну картину.
Картина мира - это не самоцель, а инструмент для достижения тех или иных целей. Инструментов же у настоящего мастера может быть много, и они могут применяться как по очереди, так и одновременно. Гражданин метафизического мира не будет нуждаться в партикулярных метафизических паспортах.
А если хочется разобраться, каких именно целей человек пытается достичь - предъявление паспорта не поможет. Даже самого прогрессивного и гуманного.