Некогда, культивируя, как мне казалось, здоровые скепсис, цинизм и сарказм с иронией, я обличал и выстебывал различные общественные праздники.
Не то, чтобы я от этого занятия отказался - совсем нет, некоторые даты и сейчас вызывают у меня бодрый саркастический энтузиазм - и готов я снова и снова, год за годом троллить и холиварить в сетях, то с одного бочка подкрадываясь, то с другого наскакивая на календарные мельницы.
Но интернет-форумы, которые меня так занимали почти десяток лет и перестали занимать вот только в уходящем году, сменились Фейсбуком, а тут так просто лишить себя радостей троллинга и холивара, что я себя их быстро и лишил - с радостью же. И никто - за редкими-редкими исключениями - не поздравляет больше меня и друг друга в моей френдленте с отвратительными мне датами.
Наскакивал я, случалось, и на празднование Нового Года. Праздник, конечно, лучше многих других, но каков же его каркас и основание, материальная, так сказать, аристотелева причина? Просто смена одной или (очень редко) более цифр в нумерации текущей календарной даты. Праздник течения времени, патронируемый божеством времени, наверное. Кроносом или Кали. А эпитет времени в древних текстах - "всепожирающее". Поэтому смену цифры принято отмечать пожиранием приносимых в жертву напитков и прочих снадобий, а также яств.
Но сегодня было мне видение на экране моего ноовизора. И узрел я былую тщету и неполноту моих инвектив. И вот что хочу поведать вам, братие и сестрие.
Когда-то я сетовал - все в тех же предпраздничных инвективах - на отсутствие в ассортименте праздников, посвященных будущему. Что все они обращены в прошлое. Даже день космонавтики. А где же праздования будущего? Где празднования преображения мира страдания и невежества в мир любви и познания? Только от зороастрийцев остался след в праздновании Навруза - дня будущего явления зороастрийского мессии Саошианта.
И вот я нынче понял, что вот все это и есть Новый Год. Это не просто праздник времени, но праздник наступления будущего. И не просто какого-то там будущего, а именно светлого, праздничного и счастливого. Праздник новой земли и нового неба. Праздник подведения итога, интеграции прошедшего опыта, отпускания вин, прощения обид - и шага вперед.
В праздновании Нового Года идея циклического повторения - не главное, но наносное. Когда говорят "желаю тебе в новом году" - ведь не имеют в виду, что счастья желают только и исключитально в новом году. Его желают вообще и навсегда. А что использьзуют дальневосточный 60-летний цикл и вот собираются праздновать сине-зеленую деревенную козоовцу (овцекозу, баранокозла или козлобарана - о, вспомнил - козлотура!) - так ведь им там на Дальнем Востоке не было видения стрелы времени, пущенной в абсолютное благо. У них зато другие видения были, а козоовцы пусть себе прикольно топают по своим кругам, это тоже весело. К тому же совсем и не сегодня, а в "новолуние по завершении полного лунного цикла, которое имеет место после зимнего солнцестояния (то есть на второе новолуние после 21 декабря)" - так говорит нам Вики, и я как немножко бывший (бывший немножко) востоковед, подтверждаю, что Вики в этом вопросе вполне компетентна.
Теперь о Деде Морозе и Снегурочке. Дед Мороз - это не просто владыка севера, снегов и льдов. Это личностная персонификация одного из аспектов божества. Образ Деда Мороза символизирует собой божественную благость - и рассказывает нам о Боге, который никого и никогда не наказывает, но только дарит, дарит и дарит. Просто так. Всем. Снегурочка - это все то же всеблагое божество, но в своем женственном аспекте. Оно за пределами всех наших определений и идентификаций, конечно, в том числе половых и гендерных - но проявиться-то может в чем захочет.
А елочка с игрушками - это сама новизна. Потому что это мое воплощение было весьма новенькое в то время, когда я лежал в темноте в кровати под елочкой, смотрел на фосфоресцирующие нарисованными на них каким-то люминесцентным составом узорами шары, ждал, когда меня придут поднимать к празднику наивные взрослые, думающие, что я сплю, и даже ничего особо и не ждал. Все было новое и чудесное прямо здесь и сейчас. И было ясно, что так будет всегда.
И в свете этого моего нового понимания, которое я, как выяснилось, понимал и почти уже сорок лет назад - желаю вам, друзья мои, счастья. Не какого-то там конкретного на потребу завтрашнего дня, а вообще. Ведь счастье - это и есть абсолютное благо. Которое проявляется и как прекрасное, и как свобода, и как любовь, и как бесстрашие. И как много-много что еще. Вот всего этого я вам всем в новом году и желаю. И не только друзьям - а вообще всем. Потому что когда-нибудь друзьями будут все - даже те, кто сейчас очень далек от мыслей о дружбе. Потому что все обретут просветление - несмотря на, возможно, включившийся у некоторых в голове при прочтении начала этой фразы скепсис. Если мечтать о том, что кажется невозможным, всем его пожелать, а потом еще вспоминать, что любое самое маленькое действие (внутреннее или внешнее) может быть шагом по пути превращения невозможного в возможное, а потом и в действительное - то, думаю, можно в новом году оказаться совсем в другой действительности.
Так что с Новым Годом, с новым миром, с новым небом и новой землей, с новым счастьем, с вечно юными любовью и свободой!