Не всякое страдание обращает на себя внимание публики. Например, отравление средством "Боярышник" в Иркутской области стало заметно только благодаря его массовости - несколько десятков погибших. Но, что показательно, никакого ажиотажа в социальных сетях это событие не вызвало. Не наблюдалось ни массового плача, ни коллективных торжеств.
Кто такие были погибшие - асоциальный элемент, низший социальный класс? Таких в соцсетях постсоветские люди поминают редко. Постсоветские люди не любят заниматься благотворительностью, еще больше не любят неудачников, приписывая эту нелюбовь американцам.
Кому-нибудь приходит в голову, что использовать метиловый спирт в стране, где пьют алкоголесодержащие медицинские препараты и бытовую химию - это само по себе преступление? Но нет, логика властей другая. Запретят свободную продажу валокордина и йода с зеленкой - заодно с настойкой того самого боярышника. И еще важно кивнут в сторону тех же США - дескать, фенобарбитал запрещен там к продаже вообще, а не только по рецепту. И промолчат о том, что американский терапевт легко выпишет страдающему бесссоницами человеку с расшатанными нервами хоть антидепрессант, хоть транквилизатор (типа феназепама), хоть и то и другое. А что будут делать в России те, кто привык пользоваться валокордином и корвалолом? Бежать за рецептом? Если у человека проблемы только с нервами, ему не повезло. Лучшее, что ему предложат - валерьянка, а это обычно слону дробина. И придется ему вставать на учет в соответствуюшие диспансеры, что чревато для него самыми разнообразными неприятными последствиями.
Но вернусь к боярышнику.
Итак, обществу грозят ограничениями на торговлю валокордином и йодом. А как насчет того, чтобы запретить добавлять в косметику и лекарства суррогатный алкоголь? Нет? На это рука не поднимается? Столько приличных людей, видимо, кормится этим почтенным занятием, что тронуть этот бизнес ну никак не возможно?
Темой для массового оплакивания, торжества и крупномасштабных сражений между оплакивающими и торжествующими становятся не все трагические события, но лишь знаковые. Отравления тех, кого публика считает алкоголиками, не являются для общества таким знаком. К сожалению, многие, какую бы политическую позицию они ни занимали, сказали про себя что-то типа "туда и дорога, меньше мусора будет", но вслух или письменно мысли не высказали.
Конечно, внимание вызывают такие события, как цунами, землетрясения, извержения вулканов и прочие стихийные бедствия. Их жертвы становятся частью шоу, каким вообще являются в средствах массовой информации различные катастрофы, войны и эпидемии. Причем слово "шоу" тут не носит однозначно отрицательного характера - многие, получая информацию, включая видеоряд, действительно сострадают жертвам, учатся вырабатывать эмпатию по отношению к тем, кто без новейших средств связи остался бы безнадежно дальним, единицей абстрактного человечества.
Но даже и вулканы бывают разные. К примеру, я много раз сталкивался в социальных сетях с чем-то таким нетерпеливым типа "ну когда уже взорвется в этой Америке йеллоустонская кальдера, чтобы америкосы уже наконец все вымерли?" Такое настроение интересным образом контрастирует со спонтанным возложением венков и цветов к посольствам западных стран после того или иного теракта на их территории. И тут я перехожу к другому аспекту проблемы - проблемы гибели в бою.
Кто-то еще помнит, что на нашей планете более семидесяти лет нет войн. Официально. То есть да, конечно, стреляют, кидают бомбы, иногда даже газом травят. Но это все с точки зрения правительств (что западных, что российского) не войны. Это "операции". "Гуманитарные", "по принуждению к миру" - масса названий, масса эвфемизмов. Нет объявления войны - нет и правил, нет норм военного времени. Враги - не солдаты противника, а террористы и прочие преступники.
А для тех, у кото на этой войне нет самолетов, ракет и сложной электроники - тот, если не хочет сдаваться, вынужден пользоваться слабостями противника. Он воюет ракетами и беспилотниками, дорожит жизнями солдат - поэтому "слабые" используют атаки в тылу, на тех, кого принято называть "мирными жителями". Но с точки зрения "слабой" воюющей стороны мирных жителей не бывает. Война тотальна, воюют все. Если человек платит налоги, на которые закупаются те самые дроны и ракеты, то он с точки зрения технологически слабого противника является солдатом враждебной армии,
И вот, поскольку планета является театром крипто-прокси-войны - и поскольку это хорошо осознают (пусть и на полусознательном уровне) люди в самых разных частях земного шара, являющиеся представителями самых различных социальных групп - то любой погибший на этой войне воспринимается так, как воспринимается погибший именно на войне.
На этой войне нетвердо определены стороны. Не вполне понятно, кто с кем воюет. А если понятно, то далеко не всем. Может быть, и лидеры стран, ведущих войны, не вполне понимают, с кем и как они воюют. Отсюда масса двойственных случаев, не имеющих однозначной трактовки в массовом сознании. Не всегда понятно, кто такие "мы", а кто такие "они".
Именно по причине этой нечеткости постсоветсткому человеку психологически возможно выражать соболезнования по поводу жертв терактов в европейских странах и одновременно мечтать о судьбе Содома и Гоморры для западного мира в целом. Неприязнь к исламу и его радикальным группировкам - или в принципе расистская установка, по которой европейцы все же пока еще "белые", то есть "свои" - приводит в описанном в начале абзаца случае к выражению соболезнования - хотя начинка может содержать в той или иной степени и торжество.
Смерти Кастро, бен Ладена, Каддафи, Хусейна воспринимаются как часть идущей мировой крипто-прокси-войны. Отсюда такая бурная реакция. Жертвы терактов - тоже. В выраженных случаях - даже жертвы случайных катастроф и стихийных бедствий используются как фактор военных действий ("почему вы сочувствуете этим, но не сочувствуете тем?" - идет поиск врагов и предателей).
Это помимо развивающейся постепенно в человечестве эмпатии, о чем хорошо сказала давеча Екатерина Шульман.
А я помяну всех погибших в Иркутской области от отравления то ли настойкой боярышника, то ли бытовой химией под названием "Боярышник". Которые если и были на какой-то войне, то только в качестве диванных войск. Которые не собирались никого убивать - которые просто хотели выпить, а денег у них было мало. Которые пили такое и раньше - но в тот день в пузырьках оказался яд. Счастливого им пути, просветления и освобождения. Равно как и всем живым существам.