Как только человек открыл время, он сразу же почувствовал себя в его конце. Времена всегда либо последние, либо - в крайнем случае - предпоследние. Уходим из саванны - последние времена! Лезем в пещеру - конец света близок! Вылезаем из пещеры - конец еще не начавшейся истории! Буквы придумали - ну все, полные кранты, остается только записать ламентации о том, что все, полные кранты. Эволюция закончилась на homo sapiens еще раньше, чем homo sapiens изобрел эволюцию. Вводят тринадцатиголосье в храмовой музыке вместо одиннадцатиголосья - ну офигеть теперь, конец! Возвращают одиннадцатиголосье - вот теперь совсем конец!
Интересно, что одних это радует, других пугает - но общее предчувствие конца тотально и требует, видимо, особенного прорыва для того, чтобы выйти в другое состояние ума, перейти в другую мифологему или подвесить вопрос в агностическом пространстве.
Интересно, что модернистское сознание казалось бы, переходит к мифологеме бесконечного кумулятивного совершенствования. Как говорил Сарториус в "Солярисе" Тарковского: "Бесконечно двигаясь к истине, человек обречен на познание". Однако именно Модерн начинает мыслить о волевом прерыве времен - конец времени и истории перестает мыслиться как нечто приходящее извне, но становится рукотворным - пусть и предопределенным историческим законом, как у Маркса. А дальше идет конец истории Фукуямы - видимо, уже постмодернистский, хотя самого Фукуяму симпатизантом постмодерна и постмодернизма назвать сложно - он словно пытается заколдовать и заморозить историю, чтобы постмодернизм не успел тотально наступить - в то время, как тот уже наступил, причем неся в себе семена своего разложения и дальнейшей трансформации.
А время - оно, может быть, и кольцо, и линия, и спираль, и шар. Причем шар бесконечномерный.
А времена - они всегда и последние, и первые. На фоне того, что времени нет, никогда не было и не будет. Все всегда уже заканчивается. Все всегда только начинается. Здесь и сейчас. Везде и всегда. Разнонаправленные тенденции во все бесконечное количество сторон. Ризома Мирового Древа. Ни старого, ни нового. "Вставший на путь не вставал ни на какой путь - именно потому и называется "вставшим на путь".
Но сансара все ж таки опустеет.