Wednesday, June 15, 2016

Исландский характер моей ФБ-френдленты

Какая все же у меня выдержанная френд-лента! Характер у нее ну совершенно нордический. Исландский. И если в ней и извергаются информационно-эмоциональные вулканы, то только Эйяфлатлайокудли - и моя френд-лента долго тренировалась выговаривать этот топоним правильно.

Сегодня, когда футбольная сборная России играла со словаками и проиграла, моя френдлента если и болела, то исключительно за словаков. Один только Ким Белов оставил туманную ремарку: "Какой ни есть, а он родня" - которая, впрочем, может быть интерпретирована как угодно. Например, призыв к российским хулиганам не бить словаков в Лилле, поскольку славянский же все-таки народ, хоть и посмел аыиграть у старшего и очень большого брата.

Только Исландия. Даже если моя френд-лента почти не знает о тамошней анархо-сюрреалистической партии, даже если она не поддерживает идеи анархо-сюрреализма - интуитивно и почти бессознательно она все равно понимает, что будущее за такими партиями, как эта. И за такими местами, в которых представителей таких партий избирают градоНЕначальниками - это я, конечно, на Рейкьявик намекаю.

Нет, конечно, значительной частью своей - даже, наверное, подавляющим большинством - моя френд-лента не смотрит футбол, ни за кого не болеет и лишь сочувствует несчастной Франции, которой после терактов и закона о труде вот только чего и не хватает, так это англо-русской городской герильи. Она с брезгливостью прослеживает генезис современного спорта, начиная как минимум с кровавых цирковых забав, устраиваемых для римской черни императорами. Чемпионат Европы для нее - почти то же, что конкурс Евровидения. Она понимает, что спорт - это средство отвлечения угнетенных и эксплуатируемых от переустраивающей мир деятельности - и она же дает себе отчет в том, что этим угнетенным лучше болеть за "свою" футбольную команду, чем за "свои" зондеркоманды, диверсионные группы и уходящие в ночь десантные батальоны.

Некоторой же своей частью моя френд-лента почитает футбол за высокое искусство, ценит творческие прорывы и вдохновения, невзирая на околофутбольный разгул коррупции и агрессии. Но моя френд-лента - гражданин мира и не обращается к встречным в подворотнях с учтивыми вопрошаниями типа "позвольте осведомиться у вас, о прекрасный сэр, из какого района Вы изволили пожаловать?"

Она болеет за Исландию, за Голландию (даже когда она, как сейчас, не играет на чемпионате), за Францию, Испанию, Бразилию, Аргентину, да хоть за Андорру с Сан-Марино. Но за Россию, как я сегодня понял, моя френд-лента болеть отказывается.

С украинской ее частью все понятно. Более интересна российская.

Милюков во время российско-финской войны сказал: "Мне жаль финнов. Но мне нужен Выборг". Моей френд-ленте Выборг не нужен. И даже проливы не нужны. И Аляска. Она, моя френд-лента, не похожа на Милюкова. 

Мне тоже не нужен Выборг. И я тоже давеча был рад победе Словакии. Не знаю, болели ли за сборные своей страны американские участники движения против войны во Въетнаме или французы, выступавшие против войны в Алжире. Это их дело. Я же вижу, что любой успех российских спортсменов становится еще одним кирпичом в стене, отделяющей мозг патриота "встающей-с-колен" от понимания, что его лоб все глубже погружается в пыль у сапог его господина, милостиво позволяющего патриоту ненавидеть господских врагов.

Проблема в том, что поражения тут тоже не помогут. Вместо злобного торжества будет просто злоба. Так что стратегии в нежелании успеха сборной России у меня нет - скорее, просто начинает подташнивать, когда представляю себе довольные, торжествующие лица ведущих новостных программ, чиновников и бритоголовых "любителей футбола".

Когда мэр Москвы, как мэр Рейкьявика, выйдет на московский гей-парад в платье и вступит в анархо-сюрреалистическую партию, когда после полугодичных демонстраций, как в Исландии, сменится власть и народ примет новую конституцию методами прямой демократии - возможно, я снова начну поддерживать сборные тех мест, в которых я родился. И даже намного раньше - когда хотя бы увижу, что вектор социальных трансформаций изменился, скажем так, в условно исландском направлении. 

При условии, конечно, что играть будут красиво. Потому что, быть может, если бы российские футболисты на этом чемпионате творили на поле как Месси с ван Гогом и Pink Floyd, то я написал бы что-то другое.

Ой, нет, вот только в чем не надо брать пример с Исландии - так это в вопросах, связанных с китами. Тут лучше ориентироваться на Индию и Боливию - и присвоить всем китообразным статус "non-human persons", объявить их "нечеловеческими личностями" (пусть простит условный Шишков - перевести эту формулу и правда непросто).