К сожалению, при всей моей нелюбви к национализму приходится ситуативно закрывать глаза на те или иные его проявления. Такая ситуация, как правило, возникает, когда национализм противостоит империализму или религиозному фундаментализму. Противостояние с последними может сделать националистические движение относительно гражданственным, гуманистичным и толерантным. Но только относительно.
Базовая ксенофобская оппозиция "свой/чужой" составляет суть любого национализма. Духовное развитие, полагаю, неизбежно ведет через отказ от навязчивой идентификации такого рода.
Разделение на "своих" и "чужих" в той или иной форме сохраняется у человека вплоть до обретения им полного и окончательного просветления и освобождения от всех привязанностей. Но в случае национализма мы, как правило, имеем дело с весьма грубой формой этого разделения, где этика почти не ночевала.
И сквозь самые либеральные маски самого толерантного национализма, сторонникам которого пожимают руки и пускают в дом, все равно нет-нет да и проглянут клыки, рога и прочие аксессуары инфернального дизайна. "Всех убить", "Х-ленд превыше всего", "давайте посмотрим, хорошо ли происходящее для нации Y", "мы тут жили раньше динозавров".
И вот сидит напротив тебя приличный человек, в очках и шляпе, культурно связывающий слова в предложения - а с клыка у него что-то капает. И в глазах у него читается, что сейчас ты будешь вписан в перечень пособников империализма и фундаментализма, подлежащих немедленной ликвидации.
При том, что имперские амбиции "своей" нации, а равно религиозный фундаментализм, распространенный в ее пределах, этот интеллигентный (казалось бы) человек может вполне одобрять, оправдывать и отмазывать.
Вот и думаю, насколько уместно закрывать глаза на такие вещи. И какой уровень тревоги выставлять - оранжевый или сразу красный.