Tuesday, August 19, 2014

О "рукопожатных" видах национализма

К сожалению, при всей моей нелюбви к национализму приходится ситуативно закрывать глаза на те или иные его проявления. Такая ситуация, как правило, возникает, когда национализм противостоит империализму или религиозному фундаментализму. Противостояние с последними может сделать националистические движение относительно гражданственным, гуманистичным и толерантным. Но только относительно. 

Базовая ксенофобская оппозиция "свой/чужой" составляет суть любого национализма. Духовное развитие, полагаю, неизбежно ведет через отказ от навязчивой идентификации такого рода.

Разделение на "своих" и "чужих" в той или иной форме сохраняется у человека вплоть до обретения им полного и окончательного просветления и освобождения от всех привязанностей. Но в случае национализма мы, как правило, имеем дело с весьма грубой формой этого разделения, где этика почти не ночевала. 

И сквозь самые либеральные маски самого толерантного национализма, сторонникам которого пожимают руки и пускают в дом, все равно нет-нет да и проглянут клыки, рога и прочие аксессуары инфернального дизайна. "Всех убить", "Х-ленд превыше всего", "давайте посмотрим, хорошо ли происходящее для нации Y", "мы тут жили раньше динозавров".

И вот сидит напротив тебя приличный человек, в очках и шляпе, культурно связывающий слова в предложения - а с клыка у него что-то капает. И в глазах у него читается, что сейчас ты будешь вписан в перечень пособников империализма и фундаментализма, подлежащих немедленной ликвидации. 

При том, что имперские амбиции "своей" нации, а равно религиозный фундаментализм, распространенный в ее пределах, этот интеллигентный (казалось бы) человек может вполне одобрять, оправдывать и отмазывать.

Вот и думаю, насколько уместно закрывать глаза на такие вещи. И какой уровень тревоги выставлять - оранжевый или сразу красный.

Немного альтернативной истории религий

Жаль, что улус Джучи (Золотая Орда) не принял буддизм по примеру хана Хубилая. Тогда монголы бы сильно смягчились, стали бы засылать на Русь проповедников дхармы - и теперь мы бы имели христиано-буддийское двоеверие. Полагаю, было бы интересно и перспективно. Вернее, даже троеверие - поскольку буддисты могли бы поступить со славянскими божествами так же, как Падмасамбхава с тибетскими (в тибетской традиции утверждается, что в состоянии глубокой медитации он обратил местных божеств в буддизм и они стали бодхисаттвами и дхармапалами).

UPD: А если бы потом буддизм приняли вайнахи (чеченцы, ингуши) и другие народы Северного Кавказа... Были бы как тибетцы - которые упоминались в китайских хрониках как свирепейшие горцы. И проповедовали бы чеченские ламы сейчас дхарму по всему белу свету - после депортации. В компании с тибетцами.