Вынужден согласиться с тем, что эмиграция - весьма проблемное начинание с точки зрения развития личности. В течение последнего года я все острее ощущал, что состояние ума эмигранта весьма подвержено ряду специфических этических и интеллектуальных деформаций. Их можно преодолеть, если следить за собой и регулярно проводить экзистенциально-гигиенические процедуры.
Одна из таких деформаций - развитие эмигрантского комплекса культурной неполноценности.
Человек пытается ассимилироваться, разрывает связь со своей культурно-языковой традицией. Комплекс неполноценности вряд ли позволит такому человеку далеко продвинуться в изучении культуры страны, в которую он прибыл - он усваивает преимущественно обрывки ее массовой культуры. Иногда положение отчасти спасает "музейная культура" - к примеру, любовь человека к классической музыке, общей для России и стран Запада. Однако человек не начинает понимать процесса культурных трансформаций, которые идут в стране, в которую он прибыл. Он живет обрывками воспоминаний и убеждений тех времен, когда он еще мог считаться интеллигентом (интеллектуалом), а также набором грубых обывательских штампов, обретенным в процессе ассимиляции, искореженным комплексом неполноценности.
Если же ассимиляция такому человеку по той или иной причине не удается, он находит себе родную языковую среду и оказывется преимущественно в обществе таких, как он сам. В культурном гетто. В этом случае процесс культурной деградации может идти еще быстрее.
Результаты же этих двух видов деградации весьма похожи. Человек становится "альтернативным правым", избирателем Трампа, Нетаньяху, Ле Пен или "Альтернативы для Германии". Он ненавидит других мигрантов и поддерживает закрытие страны, поскольку она "не резиновая". Он считает себя "белым господином" и не стесняется проявлять расизм. Если он получает пособия - то он ненавидит мигрантов из других стран, которые тоже получают пособия. Если он нашел работу и больше пособие не получает - он ненавидит всех, продолжающих получать пособие, кроме своих родственников и близких друзей.
В результате он становится, несмотря на свою нелюбовь к "совку", почти что в точности подобен "постсовкам", оставшимся "дома", у которых теперь есть духовные скрепы, фюрер и крымнаш. Та же ксенофобия, тот же цинизм, та же архаизация сознания. Вот такие люди - часто с высшим образованием за плечами - провожают сейчас Обаму бананами и радуются, что кончилось время "черной обезьяны".