Дело было в какие-то нулевые. Приходят ко мне две студентки получать зачет по истории философии. Приходят на мою кафедру русской философии в РГГУ, поскольку не посетили ни одной лекции (впрочем, тут могу ошибаться) и ни одного семинара. Такое бывало довольно часто - учились они, кажется, на историко-филологическом, философия для них - предмет не профильный, вроде как физкультура или еще какая-то фигня вроде "гражданской обороны" или "основ безопасности жизнедеятельности".
Времени до окончания сессии было еще много, а потому я дал им по четыре (подчеркиваю - четыре!) вопроса для подготовки, и попросил их придти через две недели. Вопросы - "Философия Декарта", "Философия Френсиса Бэкона" - и еще два не помню точно каких, но тоже явно какое-то Новое время. Мне казалось, что более щадящего режима придумать невозможно.
Проходят две недели, и студентки появляются вновь. Сидим втроем на кафедре. Говорю одной из них:
- Вам нужно будет рассказать мне о философии Декарта.
Вижу в глазах изумление и страх такого рода, что понимаю - не услышу я о философии Декарта ничего, поскольку само имя продолжает быть для нее явно незнакомым.
Назначать ей еще одну пересдачу мне не хотелось. и я сделал ей другое предложение:
- Хорошо, выберите из четырех вопросов, которые я вам предложил две недели назад, любой.
Но в глазах прочитывались все те же эмоции.
- Простите, но мне хотелось бы узнать - с какой целью вы сегодня сюда пришли? Я полагаю, что вы все же хотели мне рассказать хотя бы о чем-либо?
Несколько секунд замешательства. затем лицо студентки озаряется.
- А давайте я вам расскажу о Лютеране!!!
- О ком?!
- О Лютеране!!! Из Германии!!!
Пораженный, я согласился. Перспектива услышать о "Лютеране из Германии" была заманчива.
- Вот был в Германии такой Лютеран! Он сказал всем, что в церквях свечки не надо зажигать!
Увы, дополнительной информации о "Лютеране из Германии" получить мне не удалось - точнее, не удалось ее вычленить из речевого потока собеседницы.
Я начал понимать, что делать нечего. Придется продлить себе учебный год и назначить этим студенткам пересдачу (вторая тоже не выказала желания рассказать мне хотя бы что-нибудь о философии Нового времени, а равно о какой-либо иной философии).
- Ну что же, приходите еще через две недели. К сожалению, сегодня я не могу поставить вам положительную оценку.
Ужас в глазах удесятеряется.
- Но мы не можем придти через две недели!!!
- Почему же?
- Мы едем от факультета на стажировку в Голландию! (страну точно, впрочем, не помню,но какая-то западноевропейская - Д.А.)
Тут настал мой черед выражать эмоции невербально. После некоторого периода замешательства я разродился фразой, которую, казалось бы, не способен произнести ни при каких обстоятельствах:
- И зачем же вы туда едете? РОДИНУ ПОЗОРИТЬ?
Из каких глубин советского культурного пласта моего бессознательного выползла эта формула - трудно сказать. Зато она подтвердила для меня актуальность концепции Фуко, согласно которой преподаватель - это власть. Со всеми вытекающими последствиями для психики и этического состояния. И, чтобы не быть пожранным ее механизмами (не стать драконом), нужно постоянно соблюдать технику безопасности.
UPD:
А дальше я им поставил их трояки, которыми они были очень недовольны. Связываться с другим факультетом, откладывая пересдачу на осень - это особое неприятное дело. На такое я был готов только в том случае, если бы предложили взятку. Но им повезло - они не предложили.