Thursday, June 18, 2015

Лев Толстой и психоделическая революция


Лев Толстой - человек будущего. Он - предтеча и волшебное предсказательное зеркало мировой психоделической революции, второго осевого времени, начавшегося в шестидесятые года прошлого века.

Анархист и антиклерикал. Космополит, считающий патриотизм омерзительной манипулятивной идеей, позволяющей властям контролировать подвластное население. Сторонник идеи ненасилия. Вегетарианец и борец за права животных. Вдохновитель идеи свободных коммун. Популяризатор восточных философско-этических учений - в частности, даосизма. Бесстрашный нонконформист, которому не указ ни правительство, ни господствующая церковь, ни общественное мнение, ни "домашние". Обличитель существующих форм культуры и цивилизации за их неестественность и испорченность погоней за властью, славой и богатством.

Если эту характеристику прочтет человек, для которого история началась непосредственно в Сан-Франциско 1967 года, а первобытная предыстория не представляет большого интереса - то он мог бы подумать, что имелся в виду, к примеру, Джон Леннон.

А ведь людей с подобным набором взглядов на рубеже позапрошлого и прошлого веков надо было искать днем с фонарем. Если таковые и были - то были они малозаметными маргиналами. Лев Толстой же сам спустился в подвал и подался в нелегалы - но маргинальность его прогрохотала на всю планету. Матерая глыба, упав в океан ноосферы, вызвала волну, которая понесла флот человеческой эволюции к новым землям.

Революция шестидесятых - сложное явление с большим количеством внутренних противоречий. Таким и подобает быть осевому времени. Поэтому некоторые моменты в мировоззрении Льва Толстого, казалось бы, противоречат основным идеям и даже духу психоделической революции - но на деле подобные тенденции присутствуют и в ней самой. 

Лев Толстой - сторонник "семейных ценностей". Казалось бы. Но это не "духовные скрепы" крымнаша и прочих державников. Для последних семья - это поставщик пушечного мяса для войн "за веру, царя и отечество". А идеальная в представлении Толстого семья вполне вписывается в картину жизни коммун и общин новой эпохи.

Может возникнуть подозрение, что Лев Толстой осудил бы употребление психоактивных веществ. Но кто знает, как бы Толстой оценил познавательный и этический момент медикаментозных и иных практик? Во всяком случае, вполне можно представить Толстого, занимающегося цигуном, йогой, дыхательными практиками. И, что весьма важно и актуально, предостерегающего от суеверий и ксенофилической восторженности, корысти и обрядоверия, свойственным низшему спектру движений New Age.

Сказать, что Толстому были чужда психоделическая идея, интерес к измененным состояниям сознания, к инсайтам - никак невозможно, Стоит вспомнить хотя бы "небо Андрея Болконского": "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!" 

Было бы интересно представить себе Льва Толстого, принявшего ЛСД и совершившего good trip. Какие бы перемены, какие бы трансформации произошли бы с ним? Может быть, произошла бы интеграция его опередивших время идей с его жизнелюбивой эстетикой, которые при жизни не были примирены?

И у меня есть основания предполагать, что если бы Лев Толстой сумел при жизни интегрировать эти два компонента своей личности, то психоделическая революция началась бы раньше более чем на полвека.

Где накладные бороды?

Периодически в моей ленте появляются посты на тему, надо ли женщинам брить ноги и другие части тела. У Беллы Рапопорт я прочел вполне резонное рассуждение на эту тему. Некоторые сторонники женского бритья - говорит она - объясняют свою позицию тем, что женщины по своему строению менее волосатые, чем мужчины, а потому им в целях увеличения собственной привлекательности в глазах противоположного пола естественно подчеркивать свое отличие. 

От себя добавлю, что рассуждения о безволосом долженствовании женщины вызывают меня в памяти в основном Петрова из рассказа Хармса, который заявил, что "женщина - это станок любви", и немедленно получил по морде.

Прекрасно, говорит далее Белла Рапопорт, но где же тогда всепроникающая реклама средств ращения волос на мужском теле? Где накладные бороды во всех косметических магазинах?

И правда - это уже снова говорю я сам - где накладные бороды? Причем такие, которые можно было бы накладывать, не сбривая свою собственную? Тоже мне, общество потребления называется! 

Накладная борода - это замечательно. Я бы совсем не отказался иметь возможность купить удобную накладную бороду - комплект, в который бы входили окладистые, шкиперские, клинышком, лопатой... ох, какой простор для фантазии. При этом полностью поддерживаю право женщин делать с волосами на своем теле все, что им заблагорассудится. Как, впрочем, и аналогичное право мужчин, бесполых и гермафродитов. 

Кстати - полагаю, что накладные бороды в случае их массированного выхода на рынок будут пользоваться большим успехом и у женщин. В брюках в свое время тоже ходили немногие.

UPD:

В комментах Юрий Лапшин посетовал, что мои темы мельчают. Категорически не согласен. В малом содержится великое. В этой теме, к примеру, сходятся вектора сразу нескольких крупнейших тем. Свободы человеческой трансформации. Равноправия полов. Недоразвитости общества потребления. Социальных стереортипов. И это только навскидку.