Monday, August 21, 2017

Памятники

Тема памятников, наконец, входит в свою полную фазу, открывается гамбургский счет.

Памятники конкретным индивидуумам не должны стоять в открытом общественном пространстве в принципе - только в музеях и на частной территории (да и в последнем случае надо было бы сделать оговорки относительно размеров и конкретных мест - чтобы не маячили из-за заборов). Особенно правителям, политикам и военным.

Все это было только начало понимания - все эти проблемы с советскими памятниками Ленину, "красноармейцам-освободителям" и т.д. Нацисты, кстати, памятников практически не оставляли. Друг другу они памятники ставить не любили - предпочитали скульптуры-аллегории.

Так вот, в мире все меняется, и наследие не бывает вечным. По логике "борцов за сохранение исторического наследия в его полноте", протестующих против сносов то того, то другого проблемного памятника, не нужно менять вообще ничего никогда - поскольку все есть историческое и культурное наследие. А если не историческое и культурное - то тогда природное, и тут за дело консервации всего на свете принимаются экологисты, желающие навсегда заморозить эволюцию.

Может быть, Германии надо было оставить нацистский флаг - а что, чем свастика-то виновата? Это наследие!

Можно было бы ставить памятники поэтам - но зачем? У самих поэтов идея памятника им вызывала сложные чувства. Их, кажется, вполне устраивал нерукотворный памятник. А что касается материального объекта почитания - можно почитать или послушать "Памятник" Высоцкого, сильная вещь.

Ученым? Да, если уж ставить памятники, то, к примеру, в каждом мегаполисе на почетном месте должны были бы стоять монументы Фарадея и Максвелла. Чем был бы мир без электричества? Но и им лучший памятник - сама современная цивилизация. Например, вот этот ноутбук, на котором я сейчас набираю текст.

Зачем мне публично почитать Максвелла, взирая на его стометровую статую, если я знаю, что вот мимо идет анархо-примитивист, которому неприятно даже вспоминать обо всех этих, по его мнению, закабаляющих человека открытиях - начиная с неолитической аграрной революции? Ему и так тяжело, все же у нас вектор направлен в сторону технического прогресса.

И тем более это касается памятников военным и политическим деятелям. Как правило, они стоят в честь побед. Хорошо сказано в Дао Дэ Цзин: "Победу следует встречать похоронной процессией". История во многом - это миф, тысячи раз созданный и пересозданный очередными победителями. Каждый такой памятник напоминает, что кто-то победил, а кто-то проиграл.

Кроме того, памятник властной фигуре - это всегда плод и инструмент сакрализации власти, которая пытается закрыть для человека собой источник света, стать для человека божеством. Подменить благо, свободу, дружбу, любовь - силой, победой и системой господства/подчинения.

Поэтому я бы предложил решить проблему радикальным образом. Да, необходимо удалить из открытых публичных пространств не только памятники Ленину - но и всем российским монархам. Не только генералу Ли - но и всем американским политическим деятелям, начиная с Вашингтона. Кстати, с долларов их убрать тоже.

Скажете, призываю реальность "451 градуса по Фаренгейту"? Нет, я за первую поправку к американской конституции, то есть за свободу слова и самовыражения - в частности, против запрета нацистской и большевистской символики. Но идолы политиков, которые всегда являются противоречивыми фигурами (поскольку имеют отношение к насилию, к власти) не должны стоять на городских площадях. Если жалко наследия - перенесите их в музеи. А если статуя все же ближе к стометровой - ну, сделайте уменьшенную копию. Культ оригинала в наше постбеньяминовское время тотального технического репродуцирования в области искусства все равно уже выглядит как попытка добыть огонь трением при наличии в кармане пяти коробков спичек и десяти зажигалок.

А вместо политиков сделайте на площади клумбу или садик. И какую-нибудь абстрактную скульптуру можно поставить.

За что не любят антифа

За что движение "антифа" не любят нацисты, расисты, сексисты, а также юдо-, гомо- и вообще ксенофобы, понятно всем, включая всех вышеперечисленных. За что радикальную часть антифа побаивается обыватель-конформист - тоже, в общем, понятно.

Однако есть большое число людей, которые ставят нацистов и антифа просто на одну доску, считая их равно опасным и равно отрицательным социальным явлением.

Не знаю, насколько многочисленны такие "уравнители" в мире. Подозреваю, что их не очень много. Даже представитель французского ультраправого "Национального фронта" осудил нацистскую акцию в Шарлоттсвилле. Потому что свастики и зиги, может быть, и милы многим сторонникам Марин Ле Пен, но озвучить симпатии последних, разделив их открыто, руководство партии не может. Как выяснилось, не может и заняться уравниванием открытых нацистов и антифа.

Зато могут, и даже весьма, многие выходцы из СССР, как живущие все на тех же местах, так и переехавшие в другие страны.

Постсоветские аналоги Спенсера с компанией - Дугина и прочих - рассматривать не буду, поскольку тут все понятно. Для них антифа ценны только тогда, когда участвуют в антиглобалистских мероприятиях, но когда эти же самые антифа обращают внимание на ультраправых, они сразу становятся агентами глобализма и либерального истеблишмента.

Другое дело - постсоветские "либералы"-антипутинисты. По мнению многих из них, ультраправая акция в Шарлоттсвилле (включая ночное факельное шествие) была естественной реакцией оскорбленных сносом памятника конфедератскому генералу Ли, который нарушил существовавший до того социальный консенсус, примирявший нацию, разделенную когда-то гражданской войной (хорош же был этот "консенсус" - как сказал один афроамериканец, "я каждый день, глядя на этот памятник, помнил о том, что при встрече в то время с этим человеком, я должен был бы отводить взгляд и переходить на другую сторону улицы, и этот человек воевал на стороне, поддерживающей этот порядок вещей").. Да, говорят они, там были люди со свастиками, но их было немного, а остальные были в основной массе нормальными порядочными людьми. Отморозкам с одной стороны противостояли отморозки с другой, ничуть не менее опасные - и, если им не дать отпор, скоро боевики антифа начнут врываться в дома ко всем подряд американским гражданам, ликвидируют демократию и начнут красный террор. Симпатизирующая государству Израиль часть таких "либералов" особо указывает, что американские нацисты для евреев представляют куда меньшую угрозу, чем антифа и другие "леваки", которые ненавидят Израиль, стремятся парализовать волю израильтян в их борьбе с терроризмом, а стало быть, являются еще худшими антисемитами, чем сам Спенсер с его нациками.

С мифом о "левом антисемитизме" следует разбираться отдельно и очень подробно - настолько устойчивым оказался этот мем. Учитывая, что критическую позицию в отношении Израиля занимает множество левых и либералов (в западном, а не в постсоветском смысле этого слова), считающих себя евреями, любителям этого мема придется признать, что множество евреев являются антисемитами, а точнее - юдофобами. Оставим пока этих любителей в стороне с их затрудненным видением разницы между этносом и гражданской нацией, обществом и государством. Вернемся к антифа.

Да, многие антифа не чуждаются стритфайтинга (уличных драк-боев). Однако их цель в уличных стычках - именно ультраправые. Цель же ультраправых стритфайтеров - не только ультралевые, но представители гендерно-сексуальных, национальных и религиозных весьма широких групп. Если на тебе не нарисована нацистская свастика или не одет ККК-балахон - пристсвие рядом антифа ничем тебе как представителю, к примеру, этнической группы не угрожает. Что же касается нацистов и других ультраправых - тут дело совсем другое.

К примеру, именно антифа охраняли людей в шарлоттсвилльской синагоге,- акт, который один мой ФБ-собеседник расценил так: "Это как если бы эсэсовцы еврейским старушкам в Освенциме на выходе из вагона руку подавали"

Проблемы с битьем витрин и поджогом автомобилей я тут не рассматриваю - да, антифа - движение не формализованное, и мало ли кто и для каких целей в нем участвует. Поэтому, кстати, его невозможно запретить - потому что его формально не существует.

Однако интересно, если ты имеешь ярко выраженную еврейскую внешность, а рядом с тобой нацисты устраивают факельное шествие, при этом рядом особо нет полиции - скажешь ли ты, мой уважаемый читатель, что нацисты и антифа - одно и то же? Примешь ли защиту антифа, или крикнешь им что-то типа "сами вы нацисты" и обратишься за покровительством к тем добропорядочным сторонникам памяти о Конфедерации, которые совсем не нацисты, но просто стоят рядом с ними на одном митинге, у которых нет свастик, но которые считают возможным участвовать с нацистами в одном мероприятии? Или уговоришь этих приличных сторонников Конфедерации в качестве своей индивидуальной акции прямого действия выгнать из своих рядов нацистов немедленно, а после этого вызвать полицию, чтобы та свинтила антифа, которые "хуже нацистов"?