Тема памятников, наконец, входит в свою полную фазу, открывается гамбургский счет.
Памятники конкретным индивидуумам не должны стоять в открытом общественном пространстве в принципе - только в музеях и на частной территории (да и в последнем случае надо было бы сделать оговорки относительно размеров и конкретных мест - чтобы не маячили из-за заборов). Особенно правителям, политикам и военным.
Все это было только начало понимания - все эти проблемы с советскими памятниками Ленину, "красноармейцам-освободителям" и т.д. Нацисты, кстати, памятников практически не оставляли. Друг другу они памятники ставить не любили - предпочитали скульптуры-аллегории.
Так вот, в мире все меняется, и наследие не бывает вечным. По логике "борцов за сохранение исторического наследия в его полноте", протестующих против сносов то того, то другого проблемного памятника, не нужно менять вообще ничего никогда - поскольку все есть историческое и культурное наследие. А если не историческое и культурное - то тогда природное, и тут за дело консервации всего на свете принимаются экологисты, желающие навсегда заморозить эволюцию.
Может быть, Германии надо было оставить нацистский флаг - а что, чем свастика-то виновата? Это наследие!
Можно было бы ставить памятники поэтам - но зачем? У самих поэтов идея памятника им вызывала сложные чувства. Их, кажется, вполне устраивал нерукотворный памятник. А что касается материального объекта почитания - можно почитать или послушать "Памятник" Высоцкого, сильная вещь.
Ученым? Да, если уж ставить памятники, то, к примеру, в каждом мегаполисе на почетном месте должны были бы стоять монументы Фарадея и Максвелла. Чем был бы мир без электричества? Но и им лучший памятник - сама современная цивилизация. Например, вот этот ноутбук, на котором я сейчас набираю текст.
Зачем мне публично почитать Максвелла, взирая на его стометровую статую, если я знаю, что вот мимо идет анархо-примитивист, которому неприятно даже вспоминать обо всех этих, по его мнению, закабаляющих человека открытиях - начиная с неолитической аграрной революции? Ему и так тяжело, все же у нас вектор направлен в сторону технического прогресса.
И тем более это касается памятников военным и политическим деятелям. Как правило, они стоят в честь побед. Хорошо сказано в Дао Дэ Цзин: "Победу следует встречать похоронной процессией". История во многом - это миф, тысячи раз созданный и пересозданный очередными победителями. Каждый такой памятник напоминает, что кто-то победил, а кто-то проиграл.
Кроме того, памятник властной фигуре - это всегда плод и инструмент сакрализации власти, которая пытается закрыть для человека собой источник света, стать для человека божеством. Подменить благо, свободу, дружбу, любовь - силой, победой и системой господства/подчинения.
Поэтому я бы предложил решить проблему радикальным образом. Да, необходимо удалить из открытых публичных пространств не только памятники Ленину - но и всем российским монархам. Не только генералу Ли - но и всем американским политическим деятелям, начиная с Вашингтона. Кстати, с долларов их убрать тоже.
Скажете, призываю реальность "451 градуса по Фаренгейту"? Нет, я за первую поправку к американской конституции, то есть за свободу слова и самовыражения - в частности, против запрета нацистской и большевистской символики. Но идолы политиков, которые всегда являются противоречивыми фигурами (поскольку имеют отношение к насилию, к власти) не должны стоять на городских площадях. Если жалко наследия - перенесите их в музеи. А если статуя все же ближе к стометровой - ну, сделайте уменьшенную копию. Культ оригинала в наше постбеньяминовское время тотального технического репродуцирования в области искусства все равно уже выглядит как попытка добыть огонь трением при наличии в кармане пяти коробков спичек и десяти зажигалок.
А вместо политиков сделайте на площади клумбу или садик. И какую-нибудь абстрактную скульптуру можно поставить.