Friday, September 8, 2017

Космополитика и раён

Забавно. Поскольку я часто заявляю себя "космополитом" или "гражданином мира", то многие "патриотически" настроенные люди начинают утвержать, что я поверхностное безответственное существо. Что меня на самом деле не волнуют никакие проблемы, которые касаются конкретного места (к примеру, России).

Однако патриотов таких мегаобразований, как Россия, регионалисты часто обвиняют в том же самом - в безразличии к проблемам конкретных мест. Понятно - свой уровень ответственности всегда хочется счесть самым главным. Что уровень, к примеру, нации - это предел, а более "высокие" уровни - так, утопия, абстракция, и все эти граждане мира на самом деле вообще ничего не любят, потому что "все" любить нельзя.

А для некоторых важнее всего микрорайон. Точнее, просто "раЁн". И именно в контексте "а ты ваще с какого района тут такой дерзкий?" Для таких уровень государства тоже важен (телепропаганда и инструктаж товарищей из органов), но экзистенциально проблема "раёна" для них куда важнее. И про цветочки, елочки и десткие грибочки "на раёне" они почему-то совсем не думают.

Но есть ведь и другие, у которых тоже микрорайон ощущается как главная зона их ответственности - и как раз с грибочками и цветочками - и много чем еще. И это прекрасно.

Однако планетарный уровень ответственности тоже есть. И это не утопия. И не абстракция. И я правда ощущаю планету как свой дом. Я дома и в России, и в США, и во Франции, и много где еще. И чем лучше я узнаю место, тем в большей степени оно мне становится домом. Еще одной обжитой комнатой планетарного дома, с которой я познакомился.

А далее идет уже и космическая ответственность, но об этом потом.

Проблема именно в том, что человек склонен воспринимать иные уровни ответственности как иллюзорные или малозначимые. Но мне кажется, это идет от ощущения "все такие, как я, только некоторые прикидываются и выпендриваются". Ну, и другая проблема, что ответственность многими понимается как подавление, господство и контроль.

Уважаемые патриоты всех рангов, поймите нас, патриотов Вселенной! Мы тоже родились на конкретной улице, одной из улиц этого космического пространства, и вполне можем хорошо знать о проблемах этой улицы, любить ее архитектуру, любить растущие на ней цветы и деревья. Но при этом заниматься вопросами, которые касаются сразу всех улиц в городе - поскольку вопросы одной отдельно взятой улицы сегодня решить нельзя. Патриот микрорайона, оставаясь на уровне микрорайона, не сможет ничего поделать, к примеру, с "мусорным континентом" в Тихом океане.

No comments:

Post a Comment