Tuesday, June 9, 2015

к аресту части руководства фифа


Берлин, 1936 - гитлеровская Германия. Москва, 1980 - СССР только что начал войну в Афганистане. 2014, Сочи - фашизирующийся российский режим в день окончания игр начинает войну против Украины на территории Крыма. На очереди был чемпионат мира по футболу, который должен был пройти в России в 2018 году. 

Когда видишь, в каких местах проводятся спортивные соревнования мирового масштаба, возникает ощущение, что основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен выдавал желаемое за действительное. 

Ощущение, что человечество с момента своего возникновения на планете ведет перманентную мировую войну. Ту самую, всех со всеми, которой боялся и от которой прятался за абсолютной монархией и идеей общественного договора Томас Гоббс. 

Ощущение, что части некоторых устоявшихся мемов надо поменять местами - например, это политика есть продолжение войны мирными средствами, а не наоборот. И что фон Клаузевиц, как свойственно политикам и военным, лукавил - ведь все эти мирные политиканы появляются там, где честным военным не дают сразиться, ведь правда? 

Ощущение, что политика - это всего лишь культурно меняющиеся вариации хитрости, похвальбы и иных форм прелюдии к схватке. 

Ощущение, что спорт - это не замена войны, но ее спутник, знаменосец и предваритель. Что спорт совсем не мир, но сама война. А в пределе - война есть последняя реальность, а мир - не более, чем одна из ее форм, подобно тому, как покой можно рассматривать как частный случай движения.

Я так не думаю - не всегда следует принимать свои ощущения за чистую монету и решать, что раз ложка в стакане воды кажется сломанной, то она и вправду сломана. Хотя де Кубертен и вправду несколько лукавил насчет мира - его заботило величие Франции и сила французских солдат, которую занятия спортом должны были увеличить.

Профессиональный спорт - явление очень проблемное с этической точки зрения. Но, если говорить о футболе, красота игры мастеров уровня Лионеля Месси лежит на другой стороне нравственных весов. И было бы жаль, если бы этой красоты в мире не было. Все же футболисты на поле друг друга не убивают - предваряю этими словами упрек, что такой аргумент "от красоты" могли использовать любители гладиаторских боев или корриды. Хотя я понимаю, что демаркация здесь условна, но все же добровольность участия в соревновании является важным этическим фактором.

Но проведение соревнований мирового уровня в местах, подобных гитлеровскому Берлину, кладет на весы слишком много черных камешков. К такому спорту еще добавить документалистику Лени Рифеншталь - и вот спорт становится орудием пропаганды тоталитарного режима. 

С другой стороны, мы привыкли думать о берлинской олимпиаде 1936 года как о чем-то ужасном, монструозном, из ряда вон выходящем. Но в историческом контексте ничего особенного в этих играх не было. В половине стран Европы был установлен фашистский режим. остальной мир был в основном поделен между европейскими колониальными империями, которые на территориях колоний творили вещи, вполне сопоставимые с преступлениями Гитлера. Расовые теории были популярны к тому моменту далеко не в одной Германии, но и в странах, ставших впоследствии членами антигитлеровской коалиции. Об ужасах сталинского СССР я здесь говорить не буду - поскольку СССР в ту пору в олимпийском движении участия не принимал. 

Нацисты еще не жгли людей в печах, не начали мировую войну. За что берлинскую олимпиаду следовало бойкотировать? За Нюрнбергские законы? Прошу прощения, но расовая сегрегация в то время имела место и в Соединенных Штатах. И Джесси Оуэнс, которому Гитлер отказался вручать золотую медаль, в США мог быть спортсменом или музыкантом - но представить черного президентом страны было невозможно. 

Однако я прекрасно понимаю тех людей, которые пытались помешать проведению той олимпиады в Берлине. И я нахожусь на их стороне. Точно так же сейчас я нахожусь на стороне тех, кто пытался (неудачно) воспрепятствовать проведению олимпиады в Сочи. И надеюсь, что чемпионат мира все же не пройдет в фашизирующейся Москве. Мир за последние 80 лет все же несколько изменился.

Да, после России принять мировое первенство собирается Катар - абсолютная монархия. И я тоже не в восторге от избрания такого места. Но в силу моих личных культурных диспозиций и идентификаций именно проблема проведения чемпионата мира по футболу в России вынуждает меня активно высказываться в пользу перенесения чемпионата мира из России или хотя бы его бойкота.

Я против того, чтобы чемпионаты мира и олимпийские игры проводились в России - по крайней мере до тех пор, пока в России существует теперешний режим. Россия - государство-агрессор, оккупировавшая часть территории Украины, Грузии и Молдавии. Это страна с крайне высоким уровнем расизма, сексизма и гомофобии. Это страна, в которой криминалитет и власть спецслужб стали одним целым, сформировав "пиратское государство". 

Наконец, это страна, о которой уже нельзя сказать, что она коррумпирована. Коррупция составляет природу этого режима. Ржавчина и коррозия - не налет на нем, а его суть.

И тут я перехожу к сегодняшней новости. К аресту в Швейцарии нескольких высших чиновников ФИФА, международной федерации футбола.

В "Оде спорту" есть еще и такие строки: "О спорт, ты благородство! [...] Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности". 

Неподкупность некоторых мировых спортивных федераций - притча во языцех. Они не умеют брать взяток - как сказал поэт, "как волк не умеет есть мясо".

Мы с двумя моими друзьями и коллегами еще весной прошлого года говорили, что в современном мире нестрандартные методы могут дать больше привычных. И сочли, что перенос чемпионата мира из России в другую страну стал бы эффективным ответом на агрессию России в отношении Украины. 

Похоже, однако, что если Россия лишится права поведения первенства мира, то по другому поводу. По обвинению в том, что это право она получила путем подкупа чиновников ФИФА. 

Существует мнение, что проведение крупных международных мероприятий в авторитарных странах благотворно сказывается на развитии в них гражданского общества и они получают шанс перейти от авторитаризма к демократии. Возможно - хотя и спорно, поскольку авторитарные страны пытаются минимизировать контакты между местным населением и гостями из более свободных стран. 

Но что в любом случае неприемлемо - это попытка авторитарных режимов коррумпировать международные организации, в том числе и спортивные. 

P.S. Спасибо депутату из "единой россии" Хинштейну, который предложил для постройки стадионов к чемпионату мира использовать труд заключенных. Это гениальное предложение должно найти живой отклик в сердцах тех, кто будет решать вопрос о проведении в России чемпионата мира.