Tuesday, October 30, 2018

Тоталитаризм: Платон и Аристотель

Откуда появляется желание вычистить платонизм из культурного пространства, словно вредный контрреволюционный старорежимный элемент из совучреждения после угара НЭПа? Какова подоплека этого проекта - выгнать основателя Академии из академического мира? Для чего необходимо изблевать из уст своих все платоническое, скитаясь по демифологизированной пустыне, сбивая ноги о камни обнаженного ratio? Почему требующим своего удаления корнем рабства оказывается именно Платон - а, к примеру, не Аристотель, тысячу лет поддерживавший феодальный порядок и идеологический диктат?

Да, за Платоном числится не только “Государство”, но и “Законы” - зато Аристотель в “Политике”, которую не чуждаются хвалить вполне искренние сторонники “открытого общества”, заявляет, что рабу хорошо и правильно быть рабом, что раб является рабом по своей природе, что власть господина над рабом “полезна и для прирожденного раба и для прирожденного господина”. Однако своей ковровой бомбардировке Поппер подвергает именно Платона - Аристотель же остается как бы в стороне, прикрытый политкорректной накидкой, и выглядит при взгляде сквозь нее едва ли не либералом-сциентистом. Явные симпатии Платона к Спарте? Да, но Платон так и не утвердил желаемый им образ государства в несчастливых для него Сиракузах, а вот Аристотель, напротив, внес явный вклад в разрушение классического полисного мира, будучи учителем того, которого в будущем объявят не только царем ойкумены, но и божеством.