Thursday, February 16, 2017

ТрамПутин и альтернативные определения фашизма и нацизма



В России уже давно выработалось альтернативное определение фашизма. Главный признак фашизма для тех, кто категорически не склонен употреблять термин «вторая мировая война» и использует только словосочетание «великая отечественная» (исключительно с заглавных букв) – неприязненное отношение к России. Если некая политическая сила относится к России (или ее модификациям типа СССР) с симпатией – то она не «фашистская» по определению. Все остальные признаки фашизма могут быть налицо. Но если нет вражды к России – не фашизм. 

Соответственно, в самой России, по логике таких людей, фашизма не может быть по определению – поскольку Россия не может быть врагом самой себе (хотя, если принять любимый теми же людьми тезис Тютчева о невозможности понять Россию умом, то разговор о логике в отношении России не имеет смысла).

Эти люди могут поклоняться своему фюреру, поддерживать уничтожение политической оппозиции и гражданских свобод, радоваться аншлюсу Крыма, выполненному по образцу аншлюса Австрии и аннексии Силезии Гитлером, ненавидеть «иноверцев» и «инородцев» – но все это, с их точки зрения, совсем никак не фашизм. 

Фашисты – это те, кто ненавидит Россию. А потому фашизм для таких людей бывает где угодно, кроме России. Он может быть в обкромсанной по углам Украине. Можно говорить о фашистской Гейропе и фашистском Пиндостане (впрочем, американскому фашизму, как надеются в России, положит конец известный своим антифашизмом Дональд Трамп). Широко используется словосочетание «либеральный фашизм». Имеются обличители фашисткой толерантности, фашистской политкорректности и фашистского мультикультурализма. А в прошлом, во времена СССР, поскольку европейских отрицательно настроенных по отношению к СССР крайне левых левыми называть было неполиткорректно, то их тоже могли относить к фашистам (например, «красные бригады»).

И если русского фашиста назвать фашистом, он очень обидится. Его национальные чувства будут оскорблены. Ведь если Россия воевала с фашистами, то он, как русский, никак фашистом, по его мнению быть не может. Ни при каких обстоятельствах. 

Я полагал до сего момента, что подобная альтернативная политология имеет хождение только на постсоветском пространстве. Но я ошибался.

Давеча я услышал схожую логику внутри Соединенных Штатов.

Что мы наблюдаем? Трамп и его «внутренний круг» активно пытаются дискредитировать любую прессу, кроме крайне правой - так, что центристские Washington Post и New York Times оказываются в их интерпретации левацкими изданиями. Они стремятся сконцентрировать власть в своих руках, подорвав авторитет судебной власти. Они активно провоцируют ксенофобию в американском обществе и активно запугивают население чудовищной террористической угрозой, нависшей над Америкой. Трамп запрещает спецслужбам следить за ультраправыми организациями, говоря, что внимание должно быть сконцентрировано на мусульманах – ультраправые («Лига Юга») в ответ уже объявили о создании штурмовых отрядов для борьбы с «леваками». Команда Трампа связана с различными ранее маргинальными альтернативно-правыми, «консервативно-революционными» организациями и клубами, вроде «Темного Просвещения» или дугинских «неоевразийцев». Даже в Нью-Йорке в некоторых районах города уже дежурят работники спецслужб, специализирующихся на отлове нелегальных иммигрантов, причем останавливают людей по внешним признакам. К примеру, выглядящих, как латиносы. Очень похоже на Москву.

Казалось бы, фашистко-нацистский вектор команды Трампа очевиден. Можно говорить о степенях и градациях, но вектор направлен в ту сторону. Они только начали – и понятно, что пока почти что ни о чем, кроме вектора, говорить невозможно. Гитлеровская НСДАП в 1933 году еще не заговорила о тотальном уничтожении евреев, цыган и сексуальных меньшинств, не построила концлагеря, не начала внешнюю экспансию. Можем ли мы считать эту партию на момент 1933 года нацистской не только по названию, но и по сути? Да, можем.

Уточню, что я намеренно не провожу здесь различения между «фашизмом» и «нацизмом». Под «фашизмом» здесь я имею в виду целый ряд консервативно-революционных движений, включая итальянских фашистов, германских нацистов и многих русских евразийцев и неоевразийцев.

И вот я недавно услышал аргумент в пользу того, что Трамп и его команда – не фашисты. Вот он.

«Трамп не фашист, потому что в его команде есть евреи – например, Джаред Кушнер и Стивен Миллер».

Эта логика, в точности повторяющая описанную в первой части текста, распространена в среде «русских евреев» в США и в Израиле (тоже в среде выходцев из постсоветского пространства). «Русско-еврейское» сообщество США в подавляющем большинстве поддерживает Трампа – русские районы Нью-Йорка, к примеру, по итогам минувших выборов оказались едва ли не единственными районами города, окрасившимися в красные цвета возглавляемых ныне Трампом республиканцев.

Если в России фашисты/нацисты – это те, кто не любят Россию, то в данном случае фащисты/нацисты – это те, кто не любят евреев и Израиль. И если некий человек евреев и Израиль все-таки любит – то он не может быть фашистом по определению. 

Недавно я поучаствовал в обсуждениях в одном «русско-американском» ФБ-сообществе «Russian Insider». Из этого обсуждении я понял, что для ряда людей само словосочетание «еврейский нацизм» является абсурдом, причем абсурдом, оскорбляющим всех евреев. Только нацист, с их точки зрения, может говорить о возможности «еврейского нацизма». В итоге я заработал намеки на использование в моем отношении бейсбольных бит и металлической арматуры, а также пожелание депортации в Магадан. При этом употребление в адрес Обамы эпитета «черная обезьяна» для людей такого рода вполне допустимо. Можно не любить черных, латиносов, китайцев, индийцев, арабов – но это не нацизм и не расизм. «Ненавижу две вещи – расизм и черных».

С одной стороны, сходство логики отрицателей возможности «русского нацизма» и «еврейского нацизма» является свидетельством общности некоторых настроений внутри России и в среде выходцев из постсоветского пространства. Те и другие могут иметь разную этническую самоидентификацию, быть сторонниками различных политических сил – но их мысли и эмоции текут по очень сходным каналам. 

Но с другой стороны, проблема глубже. Дело не в «испорченности» российско-советско-постсоветской культуры или культуры германской. Да, в России у власти в свое время оказался Сталин, а в Германии – Гитлер. Но вот в США у власти оказался Трамп, за которого голосовали отнюдь не только эмигранты из СССР и России. Развратиться под воздействием нацистко-фашистской пропаганды может любой «народ», если вовремя не почистить народные зубы. Но об этом я постараюсь поговорить чуть позже.