Friday, September 8, 2017

Дегуманизировал ли Лермонтов русский народ?

Сегодня мне долго объясняли в комментах, как я неправ, сравнивая Россию с Мордором или с Третьим рейхом. Что я этим вызываю отрицательные чувства у тех, кто живет в России. Что они отшатнутся от тех идеалов, которыми я руководствуюсь. Что я тем самым отрекаюсь от русской культуры.

Хорошо. Рассмотрим ту самую русскую культуру. Видимо, отрекшимися от нее следует считать:

Лермонтова:

"Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей".

Пушкина:

"Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич".

Мои оппоненты должны сказать, что этими текстами Лермонтов и Пушкин отлучили себя от русской культуры и оскорбили российский народ. И справедливо подверглись санкциям. Разве можно так обращаться к народу? Разве разделит народ идеалы этих презрительных господ?

Видимо, авторы процитированных выше строк должны были быть более деликатны, не сравнивать российскую власть с властью османской - и понимать, что если они будут называть вольнолюбивый российский народ "рабами", то на свободных выборах, которые воспоследуют в некоем отдаленном будущем, народ плюнет на их антинародные аристократические идеалы и изберет себе более толерантного лидера.

Апеллировать к свободолюбию народа можно тогда, когда слово "свобода" отзывается в душе представителей этого народа глубоко и сильно. А если не глубоко и не сильно - то да, некоторых спящих могут пробудить такие вот стихотворения. Конечно, могут не пробудить, да, а именно, как мне писали, озлобить еще больше. И побудить сдать клеветника России властям. Ну так в тяжелом положении панацей нет. Властям сдавали и тех, кто пытался льстить.

No comments:

Post a Comment