Monday, November 9, 2015

Здесь будут танцевать, или Поджог врат ада

Я помню, в дни августа 1991 года на двери пописал мальчик. Все тогда были заняты памятником Дзержинскому, а двери Лубянки были холодно закрыты и к ним никто не подходил. Наверное, тамошние колдуны ваыставили защитное поле. Но мальчик все же смог преодолеть чары и осуществил акт десакрализации.

А теперь - огонь. Спустя 24 года - простая и прекрасная акция прямого действия Петра Павленского. Ей, в общем-то, не нужны ни названия, ни интерпретации. Искусство - это революция. Они и есть реальная жизнь. 

Если интеллектуалы, боящиеся лишения вузовских надбавок, сидят на кухнях, если в комнатах обыватели получают свою теледозу - то выходит один. И делает то, что не сделали остальные.

Павленский на этих фотографиях - словно Арагорн, выводящий из пещеры армию мертвых. Но в данном случае - это армия замученных той структурой, которая продолжает и сегодня оккупировать страну.

Научная контрреволюция. "Эволюция закончилась на нас"

Один из методов контрреволюционной научной деятельности – это метод экспроприации и аппроприации революционных достижений, в результате чего от революционной вещи остается только ее оболочка-симулякр.

Принцип такого абсорбирования хорошо выражается репликой Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче»: «Демоны были, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались».

Этот принцип применил Гегель, с точки зрения которого эволюционное развертывание мирового духа завершилось вместе с образованием прусской монархии. Тот же ход практически в точности повторил Фукуяма в «Конце истории». 

Этой коррозии может оказаться подвержена любая эволюционистская концепция: «Эволюция была – но она закончилась на нас, воплотивших в себе максимально совершенный из возможных в этом мире принцип». 

Если оказалось, что царь-господин не поставлен божеством, то контрреволюционер пытается рассказать, что царь-господин возведен на престол самой эволюцией, венцом которой он и является. И не просто венцом – а венцом итоговым, которым эволюция заканчивается и наступает безвременная дискотека..

Бесконечно совершенные существа, или Три вида утопии

Бесконечно совершенные существа в бесконечном взаимопонимании с другими бесконечно совершенными существами - вот будущее мира. В этом мире не будет энтропии, взаимопожирания, господства, подавления. Если этого будущего не иметь в виду и к нему не стремиться, то к чему вообще имеет смысл стремиться? А теперь скажите, какой политологический термин к такому сообществу совершенных существ более применим - капитализм, социализм, коммунизм, анархизм?

Утопично? Прекрасно, любая долгосрочная перспектива утопична. Но только максимально долгосрочная перспектива с вектором в дружелюбную вечность может одновременно дать возможность жить здесь и сейчас, то есть везде и всегда.

Иначе - бесконечная игра в царя горы. С бесконечно утопичной перспективой победы в этой игре. Выбирайте - перед вами две утопии.

Ах, да. Есть еще третья - что можно выбрать свое маленькое персональное счастье среди падающих астероидов, пандемий, взрывов сверхновых, архетипов коллективного бессознательного - свой маленький тихий уголок, вокруг которого бушует перманентная мировая революция, началу которой положил в этой вселенной Большой Взрыв. И забыть о тех, кто за порогом счастливого дома. Утопия номер три.