Monday, September 29, 2014

утренняя медитация для крейсера "аврора"


Милый крейсер, я знаю, что тебе часто задают вопрос о содержаниях твоих видений быстрой фазы сна, последней перед пробуждением. Твое имя - это имя римской богини утренней зари. Западные варвары называют и по сей день этим словом северное сияние. Греческая сестра Авроры - Эос, индийская - Ушас. Да развеют эти прекрасные божества дурман невежества, еще стоящий над рекой Невой, рекой Москвой и другими затемненными реками, морями, горами, равнинами,  над урбами, субурбами и орбами!

Вспоминать сны после пробуждения - весьма интересная практика. Во сне можно узнать больше о собственном и коллективном бессознательном, получить ключи для решения психологических проблем. Говорят, во сне можно увидеть прошлые и будущие воплощения, увидеть иные измерения нашей вселенной и вообще другие вселенные. Можно попробовать выяснить, не был ли ты, милый крейсер, когда-то парусным фрегатом, обороняющим Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны. Можно увидеть такое, что, проснувшись, не сможешь под впечатлением сна вспомнить, как ты оказался между Петроградской и Пироговской набережными и почему из иллюминаторов больше не виден Зимний дворец. И только какими-то несклеенными обрывками тебе вспоминается, как ты счел Зимний дворец символом тьмы и чертогом Снежной королевы, как решил, что само имя твое призывает тебя растопить это царство мирового холода. И как ты, имея подобную мотивацию, сделал что-то такое, после чего на следующее утро встречные смотрят на тебя как-то странно.

Но я, как мне кажется, понял, почему многие духовные авторитеты отвергали эту практику - практику вспоминания сновидений. 

Первое состояние сознания утром, если не отвлечься срочными делами, похмельными эффектами после вчерашней вечеринки и флешбэками последних сновидений активной фазы - спокойное и ясное. Действительно, оно похоже на то, что индийская философская санкхья-даршана описывала как саттва-гуну, природное качество ясности и благости, выходящее за пределы дихотомии активности (раджас) и пассивности (тамас). 

В этот момент держать ум в тишине максимально просто. Поэтому и в христианской, и в индуисской, и в иных традициях первое время после пробуждения рекомендуется использовать для молитв и медитаций.

Это состояние после пробуждения подобно подарку - никак не заслуженному. Источник этой энергии - персоналистические традиции используют для обозначения этого источника слово “бог” - дает ее абсолютно бесплатно. Этой энергией можно пользоваться как угодно и в каких угодно целях. Но, говорят, лучший вариант инвестиции - поступить с этой энергией так же, как поступает с ней ее источник. Отдать даром. “Даром получили - даром давайте”.

На этой энергии - не уверен, что это греческое слово наиболее подходит в этой ситуации - существует вообще все. Я не говорю, что я испытал ее в чистом виде - только отблески - но я понимаю, что там, за отблесками, сияют солнце и звезды. Мы часто торопимся использовать ее, зарядив ими свои бульдозеры и танки, конвейеры и компьютеры, заботы грядущего дня, месяца, года и века сего. Зарядив воспоминания о прошедшей ночи, вечере, вчерашнем дне, всей жизни и совокупности оных. Зарядив “многия и лютыя воспоминания и предприятия”. Но можно не торопиться. Достаточно, говорят, простой мысли об одном текущем деле - без аффективного вовлечения в это дело и с сохранением спокойствия ума.

Такое состояние, как мне кажется, может только замутняться поверхностной рябью - но в глубине продолжает сохраняться, никогда никуда не деваясь. И у каждого способного к самосознанию живого существа, какой бы образ жизни оно ни вело, бывают моменты, когда рябь стихает и поверхность воды становится зеркалом. Нет принципиальной разницы, как пришло это состояние - оно живое и приходит свободно, по доброй воле. Но его можно попробовать пригласить - например, с помощью различных психотехник. Однако ошибкой было бы счесть, что техники да практики магически принуждают придти этого гостя. Он может придти неожиданно, из камней соделать детей Аврааму и отправить на добровольную духовную работу алкоголика, хулигана и тунеядца - а к усердно практикующему не придти, коли тот за сиддхами позабыл о высшей цели йогина. 

Важно этот подарок не пропустить - такое, увы, бывает очень часто. “Се, стою у двери и стучу”. Каждое такое состояние - это стук с той стороны двери нашего эго, стук Того (Той), Кто нас любит, Кого любим мы, Кто и есть любовь. Но открыть можем только мы, потому что Он (Она) - свобода и силой никого действовать не заставляет.

Если человек умеет вспоминать сон без суеты и спешки, сохраняя спокойствие ума, то, полагаю, работа с памятью может быть хорошей практикой на пути совершенствования. Но само описанное выше базовое состояние ума важнее, является более непосредственным подарком, чем конкретный материал сновидения. Оно более важно, чем то, что тебе снится, о крейсер, именуемый “Аврора”.