Friday, May 23, 2014

Кто виноват - 2, или Карма Запада и карма России

Говорят, центральный вопрос русского извода теодицеи - "Кто виноват?" Слово "вина" когда-то имела и этически положительные коннотации. К примеру, литургическое песнопение говорит о Богородице, что Она - "веселия рождшая виновнаго". Триумфатор же и сегодня может быть назван "виновником торжества". Таким образом, слово "вина" может быть сближено со словом "причина". Всеобщий закон причинно-следственной связи на санскрите именуется словом карма". Обычно этим словом называют груз, препятствующий освобождению живого существа от всех родов обусловленности. Его порождают эгоистические действия, эмоции, слова и мысли.

В России весьма распространенным мемом является фраза "зато у вас негров линчуют" - произносится она в ответ национал-предателю и американскому шпиону, когда тот начинает клеветать на российское общество, строй, власть, народ, традиции, скрепы и прочие основы местной самобытности. При выходе на более глубокий уровень рассмотрения вопроса может обнаружиться, что во всех российских бедах виноват госдеп и мировая закулиса - вплоть до утверждения, что эпическая жара 2010 года была вызвана примененным Соединенными Штатами климатического оружия.

Россия в умах американцев занимает несравнимо более скромное место, чем США в современной российской мифологии. Признать этот факт тяжело, но российские элиты вынужденно находятся в курсе. Нередко создается ощущение, что политика России мотивирована инфантильным желанием просто обратить на себя внимание. Иногда желание осуществляется - даже менестрель автостопа и предтеча психоделической революции Джек Керуак высказывал мнение, что ЛСД выдумали русские, дабы свести с ума американскую молодежь (впрочем, его личными предпочтениями были виски и марихуана - и в отношении этих субстанций он подобных гипотез не выдвигал).

Попробуем сравнить Россию и страны западного мира на предмет рефлексии их представителей относительного того, кто виноват в бедах современного мира - поговорим о карме Запада и карме России.

С точки зрения как традиционного, так и современного гуманистического сознания, преступлениям Запада несть числа.

В западных странах возникло общество нового типа, разорвавшего со многими элементами культурной традиции. Нарушение хода ритуала, непочтение к святыням и несоблюдение систем табу традиционным сознанием рассматривается как возможная причина гибели не только нарушителя, но и всего мира - по принципу коллективной ответственности. Из такого полузлорадства, полустраха родился еще один новейший российский мем - "Евросодом".

Запад - колыбель Реформы и Революции, бунта против предвечно установленного "богами" миропорядка. Запад пнул неподвижную Землю, сочтя ее шарообразной - и та неканонично полетела по какой-то неправильной орбите, будучи при этом сослана на далекую космическую периферию. Человеку западная наука предложила в предки обезьяну - словно осуществляя месть в отношении древней знати за все унижения, чинимые интеллектуалам белокостными и голубокровными.

Как обладатель дубины может ненавидеть изобретателя меча, как виртуозный фехтовальщик имеет повод точить зуб на владельца "великого уравнителя" - так и человек мира "традиции" (то есть мира "стабильности") может желать Западу исчезновения с лица земли за постоянный "подрыв устоев" привычного мира, за нововведения, разрушающие привычные структуры властных отношений и всех форм жизнедеятельности.

Запад - это сама воплощенная и непредсказуемая перемена, в эпоху которой древний китаец так не хотел жить. В свои новые игры Запад вовлек всю планету - но можно задаться вопросом, что это за игры. Насильно заставлять играть нехорошо. Но следует учесть, что без всякого Запада человечество вместе с животным миром играло в межвидовое взаимопожирание и всеобщую игру в "царя горы". И возникает вопрос - улучшил ли Запад качество игр, в которые ныне играет вестернизированное человечество.

“Инициатива наказуема”. Этот принцип советской действительности лежит в основе консервативных, инертных, косных, так называемых “традиционных” обществ, главными ценностями которых является “стабильность” и “поддержание существующего порядка”. Может ли инициатива продуцировать кармические последствия? Безусловно. Вопрос в том, что это за инициатива, каковы мотивации деятеля, каковы его цели и какими средствами он этих целей пытается достичь.

Однако бездействие - если речь не идет о совершенномудрых - является всего лишь одним из вариантов действия. Пассивность, застой, инертность, косность, трусость - все это варианты реагирования на события, это определенные действия, порождающие кармические следствия, часто весьма и весьма масштабные. Западу ставят в вину противоречащие ценностям “традиционного общества” идеи толерантности и прав личности. Да, многие институты традиционного общества рухнули или подверглись радикальной трансформации - и в результате этих процессов множество людей потерпело тот или иной ущерб. Однако итогом стало отмирание архаических систем табу, не основанных на принципах высокой этики. Пали ложные системы иерархий - Запад идет по пути устранения дискриминации по принципу принадлежности к социальной страте, расе, национальности, полу, сексуальной ориентации. Этот путь - и есть путь избавления от дурной кармы “традиционного общества”, копившейся с незапамятных времен, попытка покинуть мир, в котором господствует “закон джунглей” и открыть новую реальность, в которой не будет места насилию.

Да, в Америке “линчевали негров”. Да, западные страны колонизировали почти что весь земной шар, поработили множество народов, а некоторые народы оказались и вовсе истреблены. Однако упреки в таком поведении странны со стороны тех, кто вел себя точно так же, но оказался менее удачлив по итогам исторического развития на сегодняшний день. Вспомним монголов, захвативших едва ли не всю Евразию. Не забудем арабов, основавших огромный халифат. Свежи в памяти и “подвиги” японцев, считавших весь Дальний Восток и Океанию своей территорией.

Проблема таких критиков Запада в том, что критика эта основывается не на “традиционных” принципах, согласно которым завоевания и насилие находятся вполне себе в порядке вещей, а на ценностях западных, ценностях гуманизма, прав человека и той самой толерантности. По этой логике, вполне традиционное общество каннибалов может требовать для себя равноправия в современном мире. Вполне можно себе представить возмущающихся западными двойными стандартами сторонников практики человеческих жертвоприношений - приверженцы этих практик будут заявлять, что их культура дискриминируется, что имеет место попрание прав человека и принципа толерантности в самих их основах.

А суть этого “двойного стандарта” проста. Дискриминироваться в гражданском обществе могут те сообщества, которые как раз и практикуют дискриминацию. Насилие в гражданском обществе может применяться по отношению к тем, кто сам применяет насилие. Согласно классическому принципу Джона Локка, свобода - удел тех, кто не лишает свободы других (однако западные общества пытаются идти еще дальше и применять принцип толерантности и к тем, кто сам от этого принципа предельно далек).

Классический пример этической трансформации - изменение отношения к сексуальности. В западном обществе легализованы многие сексуальные практики, находившиеся под запретом в традиционных обществах, зато введены ограничения, которых в традиционных обществах не было. А именно - любые сексуальные контакты должны происходить только по обоюдному добровольному согласию. Добровольное согласие полноправных членов общества дает им возможность заниматься друг с другом тем, чем они пожелают, если их деятельность не посягает на свободу других людей. Но теперь в западном обществе невозможно “шлепнуть секретаршу по заднице” - это будет квалифицировано как использование своего положения в целях принуждения к сексуальному контакту, как вариант изнасилования. Сексуального принуждения не может иметь места даже между супругами - принцип, согласно которому брак включает в себя эксклюзивное право на пользование половыми органами партнера по браку (сходным образом формулировал этот принцип Кант), уходит в социальное небытие.

Весьма показательно, что те, кто обвиняет Запад в моральном разложении, негативно относятся и к устранению из жизни западных обществ насилия. Из чего вполне может следовать, что порка детей, насилие над женщинами, расизм и иные формы ксенофобии находятся в ряду так называемых “традиционных ценностей”. Насилие же есть действие, которое в максимальной степени порождает дурную карму. Отказ же от насилия эту карму, напротив, сжигает. Общества Запада чувствуют свою историческую вину перед теми, кто терпел в контакте с ними в прошлом насилие - как внутри, так и вне этих обществ. Новейшая история Запада - это деятельное искупление многовековой вины, сжигание кармы.

Люди Запада отправились открывать и покорять мир из жажды власти, славы и наживы. Но был в этом масштабном предприятии и иной посыл - жажда познания, освобождения, коммуникации. Христианское сознание западных культур вышло на новый уровень. Стало понятно, что распространять в мире нужно не символы и догматы, но сам дух евангельской проповеди. Он и выразился в том, что мы ныне называем гражданским обществом с его приматом прав человека.

Да, в этом процессе Запад, уничтожая прежнюю карму захватчика-эксплуататора принимает на себя новую карму, карму прогрессора. Но это уже карма совсем другого типа, более тонкого, поскольку прогрессор - существо, находящееся на более высоком уровне этического развития, чем “классический” поработитель. Однако и эту карму западное общество пытается в наши дни изживать. Предельное внимание и любовь к иным культурным формам - вот тенденция, весьма сильная в западном мире. Говорить о превосходстве своей культуры стало делом попросту неприличным.

Последовательно, пунктуально, скрупулезно западный мир выполняет задачу этического самоочищения. Происходит перепросмотр всей истории Запада, выявление всего зла, которое западный мир причинил и причиняет другим культурам, народами планете в целом. Некоторые пункты - например, отношение к женщине - стали в итоге нормой для всего общества и для государства. Другие - к примеру, некоторые проблемы экономической эксплуатации человека и природы - еще являются полем битвы, но активно обсуждаются в гражданском обществе.

Да, западный мир в ответе за экологический кризис современности. Но справедливости ради следует отметить, что экологические кризисы имели место и в предшествующие эпохи, и вызваны были активностью иных, не-западных сообществ. Последствиями этих кризисов были изменения климата на огромных участках суши - достаточно вспомнить хотя бы пустыню Сахара.

Разумеется, экологические кризисы прошлого не снимают ответственности с обществ Запада за кризис нынешний. Однако следует заметить, что именно на Западе появился и развился за последние полстолетия новый тип экологического сознания. Экологическое движение - творение именно западного мира, родившееся как ответ на вызов экологического кризиса.

Фундаментально важным моментом, если речь идет о проблеме кармической ответственности, является осознание кармы - то есть осознание содеянного, собственных мотиваций во время совершения прошлых действий. В христианской традиции этот момент называется словом “метанойя” (“изменение ума”) - которое не совсем корректно было переведено на русский язык словом “покаяние”. Имеется в виду изменение самого образа мыслей - и, как следствие, изменение образа действия. Прежний образ действия осознается как недолжный, тупиковый, ошибочный. То же касается и сообществ. Относительно последних имеет значение, какая именно часть общества прошла через метанойю. Примером радикальной социальной метанойи является немецкое общество, прошедшее через денацификацию.

Мы можем констатировать, что по ряду вопросов - таким, как гендерное неравенство и расизм - некое критическое количество людей, составляющих западное общество, прошло через метанойю и сделало перемены необратимыми. В таких случаях индуистские и буддистские теоретики кармических законов говорят, что выработка новой кармы прекращена. Некоторые школы утверждают, что в момент просветления карма может уничтожаться и мгновенно. Таково, к примеру, покаяние “благоразумного разбойника”, согласно христианской традиции. Иисус ответил ему: “Нынче же будешь со Мною в раю”.

Отностельно некоторых моментов, которые можно рассматривать как кармообразующие, консенсуса в западном обществе еще не выработано. Но важно, что ряд людей Запада уже прошел через метанойю касательно этих моментов - и инициирует общественную дискуссию по соответствующим вопросам. Мы никак не можем сказать, что совесть западного общества спит - и даже что количество людей с пробужденной совестью мало.


А теперь обратимся к карме России.

Я уже говорил выше о том, что трансформация западных обществ была во многом вызвана именно необходимостью преодоления тяжелой кармы “традиционных” обществ, которые знали тяжелейшие формы эксплуатации, насилия, геноцида (плюс такие широко распространенные в древних обществах практики, как каннибализм и человеческие жертвоприношения).

Дело тут в том, что поборники “традиционности” плохо умеют определить, что же такое “традиция”. Они отсылаются к некоему “старому доброму времени” - когда "секса не было", зато была статья "за мужеложество", когда женщины знали свое место, детей можно было выпороть, когда низших в иерархии можно было использовать в целях получения сексуального удовлетворения. А в позитивном варианте - это просто тоска по детству и юности, выражающаяся в принятии мифологемы мировой деградации. Разумеется, такие люди не приветствуют каннибализм. Он им просто непривычен. А был бы привычен - конформист бы защищал этот "устой" и "духовную скрепу".

Таких людей достаточно много даже и в западном мире - но они в результате запуска "проекта Просвещения" составляют меньший процент общества, чем в обществах традиционных. В российском же обществе, идущем по пути архаизации, процент таких людей значительно выше.

Однако российским традиционалистам можно напомнить, что русская культура претерпела в своем развитии множество трансформаций - вспомним хотя бы "крещение Руси". По многим параметрам русская культура есть вполне органичная часть культуры западной. Отличия по большей части вызваны многовековым внешним и внутренним рабством - бесправием подданных и трехсотлетним внешним владычеством. Россия Петра и СССР - сугубо модернистские проекты, рвущие с традиционностью. Россия вполне в контексте европейского развития колонизировала огромные территории, и несет ответственность за деградацию культур народов, проживавших на колонизированных территориях (деградацию вплоть до исчезновения). Россия разделила общую европейскую "вину" за радикальные социальные трансформации, за уход от традиционного общества, за тот самый "подрыв устоев", за научно-техническую и промышленную революцию, за экологический кризис. Обвинения в адрес Запада за все эти деяния из уст российских критиков в этом свете выглядят по меньшей мере нелепо.

Что же отличает российское общество от западного?

Прежде всего, почти полное отсутствие метанойи, через которую прошла лишь весьма незначительная часть социума. В отличие от западного, российское общество не чувствует своей ответственности за мировые проблемы, но склонно перекладывать вину и ответственность на "другого". То же касается и внутренних проблем, которые, как декларируется в мейнстримном дискурсе, вызваны происками разнообразных внутренних и внешних врагов. Россия для людей, разделяющих этот взгляд, "ни в чем не виновата". А если и виновата - то в "отвержении святынь". За эту "вину" она подверглась "нашествию иноплеменных", но когда поруганные святыни вновь окажутся почитаемыми - тогда Россия снова воспрянет и восторжествует над этими самыми инородцами и иноверцами. За колонизацию подавляющиее большинство русских вины не чувствует вовсе - она, дескать, была практически "мирной", к империи "присоединялись добровольно", а что до деградации - ну что же, кто же мог знать, что такой прекрасный и целительный напиток как водка плохо действует на туземцев. Выживает сильный.

Особенно пикантно сочетание этого принципа "права сильного", торжествующего в современной России, с "вестернофобией". Даже самый поверхностный психоанализ покажет, что основная "вина" Запада - это его сила. Кто-то сильнее, чем "мы" - этот факт для "традиционного" шовинистическо-ксенофобского сознания просто непереносим. Но Запад идет по пути минимизации насилия - и отечественные "патриоты" пользуются западными новыми свободами, новым западным отношением к миру, критикуя Запад с западных же позиций, совершенно не собираясь при этом разделять соответствующие западные ценности.

Относительно экологического кризиса и ответственности России можно даже и не упоминать. Экологическое движение в России находится под жесточайшим государственным прессом. Проблемы экологии находятся среди наименее приоритетных для российских элит. Мало того, многими влиятельными "патриотическими" аналитиками высказывается мысль, что экологическое движение есть проявление западной экспансии, его подлинная цель - воспрепятствовать промышленному развитию России (такая точка зрения изложена, к примеру, в одном из аналитических материалов Изборского клуба).

Российское общество не желает чувствовать ответственность за развязывание второй мировой войны, за оккупацию ряда стран в ее ходе, за действия советской армии на оккупированных территориях, за преступления сталинского режима. Этот аспект общественного умонастроения хорошо описывается формулой "прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее же выше всяких представлений". Такая национальная гордыня сопровождается реваншистским гневом - поскольку реальность не соответствует содержанию вышеприведенной цитаты. Это несоответствие вызывает к жизни также состояние, которое в христианской традиции принято называть "унынием": "Все плохо, будет еще хуже, перемены к лучшему невозможны, мы плохие, все вокруг еще хуже, миру настает конец".

Гордыня, гнев и уныние - состояния, блокирующие возможность метанойи. И отсюда следует вывод - в отличие от Запада, начавшего процесс сознательной "отработки" своей кармы, Россия на этот путь пока что даже не встала. Тенденции противоположны. Карма продолжает накапливаться. И даже если бы Россия не совершала никаких серьезных исторических преступлений - отсутствие метанойи делает карму более тяжелой, чем карма того, кто встал на путь нравственного преображения. И это хорошо видно тому, кто понаблюдает хотя бы немного за людьми Запада и их жизнью. Он увидит, что их - простите за слэнг - "попустило". Потому что бремя предложенной Иисусом метанойи легко.