Sunday, December 6, 2015

Нью-эйдж, торговля и фашизм

Если ньюэйджер утрачивает дух психоделической революции (прорыва в реальность свободы и любви), то он - со всеми своими психотехниками, оккультизмом, амулетами, гороскопами и местами силы - превращается либо в торговца эзотерическими услугами, либо в обыкновенного фашиста с набором фашистских "духовных скреп" (особенно показательны рассуждения о "настоящих женщинах" и "настоящих мужчинах"), либо и в то и в другое одновременно.

Теология Бакунина и понимание свободы

Бакунин в своих теологических штудиях дает понятию божества произвольное определение - видимо, полностью доверяя катехизисам, одобренным господствующими христианскими деноминациями - а затем убедительно опровергает это определение. 

"Ибо, если Бог есть, он является неизменно вечным, высшим, абсолютным господином, а раз существует этот господин, человек — раб. Если же человек — раб, для него невозможны ни справедливость, ни равенство, ни братство, ни благополучие. Следовательно, если бы Бог существовал, для него было бы лишь одно средство послужить человеческой свободе: это — прекратить свое существование".

А если Бог - не господин, а человек - не раб? Кто Бакунину рассказал об абсолютном господине? Митрополит Филарет? Клерикалы навязали Бакунину дискурс? Бакунин надевает очки, видит на облаке старика с молниями в руке и ему не нравится это явление?

А если бы какой-нибудь мистический анархист рассказал Бакунину, что свобода - одно из имен божества? Он бы ответил что-нибудь типа "ваш теологумен ошибочен"?

Естественно, напрашивается вариант, что Бакунин в вольтерьянском духе ведет огонь из всех орудий по квадрату, в котором обитает "гадина" - и он готов сжечь этот квартал вместе со всеми его мирными жителями.

Но тут можно увидеть и нечто иное. 

Идеи освобождения часто используются теми, кто на деле стремится к диктатуре. К примеру, у Маркса путь к свободному обществу лежит через "диктатуру пролетариата" (читай "партии" или "вождя"). Тут подмена полностью обнажена. 

Отказ от мистико-этической трактовки термина "свобода" приводит к релятивизации этого понятия. "Свобода" оказывается простым политическим слоганом, липучкой для мух. 

С одной стороны, проповедники такой релятивистской "свободы" оказываются сторонниками научного детерминизма, легко лишая, таким образом, свою "свободу" онтологического статуса. С другой - оказываются готовы предложить "свободному народу" что-нибудь типа "научно организованного общества". Над входом в которое написано: "Свобода - это рабство".

Уважаемые освободители, освобождающиеся и освобождаемые! Не забывайте углубленно медитировать на тему свободы, о которой говорите или о которой говорят вам. Этот лейбл может прикрывать все ту же старую идею осознанной необходимости шестеренки.

Требуйте долива пива после отстоя пены! Требуйте прояснения, как поборник свободы - будь он хоть либертарианцем, хоть коммунистом, хоть анархистом (не говоря уже об остальных) - эту самую свободу понимает и трактует. Слово одно, а коннотаций множество.