В обществе эгоистов эгоист фатально фрустрирован и не может желательным для него образом реализовать свой эгоизм. Поэтому российское чиновничество и криминалитет так тянет “на Запад” - ведь по-настоящему качественно их обслужить могут только люди, уважающие себя и другого.
В обществе господ и рабов невозможно ни качественное производство, ни качественное потребление. Продукция, произведенная эгоистичным рабом для эгоистичного господина, неизбежно оказывается дефектной, а свежесть ее никогда не бывает первой.
Идеологи рыночной экономики часто забывают, что “невидимая рука рынка” может действовать только в идеалистической среде. В среде же эгоистов “рыночная конкуренция” неизбежно превращается в “войну всех против всех”, в процессе которой отбираются не “капиталистические акулы”, а акулы вполне биологические, даром что в человеческом облике. Идеалистическую подкладку хорошо работающего рынка хорошо описал Макс Вебер в “Протестантской этике и духе капитализма”.
Этот идеализм подразумевает как самоуважение, так и уважение к другому. В идеализме этого рода снимается бинарная оппозиция между “я” и “другим”, между “альтруизмом” и “эгоизмом”. Кроме того, такой идеализм держится на чувстве личной ответственности, сопряженной с широким спектром возможности принятия самостоятельных решений. В противном случае “альтруистический идеализм” вырождается в суррогат, в средство принуждения, в манипулятивную технику господина, навязывающего рабу его долженствование, которое выступает в роли идеологического кнута, дополняющего кнут вполне конкретный, физический, материальный.
Настоящий идеализм не может быть навязан извне - иначе он окажется фикцией, симуляцией. Псевдокоммунистическое общество продолжает продуцировать ситуации господства-подчинения, а идеалистическая доктрина становится догмой, нормативом, который лицемерно поддерживают в качестве фикции как господа, так и рабы. (Об “идеализме” коммунистической доктрины я говорю не в онтологическом смысле - марксизм декларирует онтологический материализм - а именно в этическом).
Идеализм является организующим социум началом только в том случае, если идеалистические ценности экзистенциально поддерживаются критической массой членов этого социума, в силу чего эти идеальные ценности не остаются догматическим балластом, производящим симуляцию, но генерируют ценностно поддержанные действия.
***
Права человека и гражданское общество не являются средством, помогающим производить качественные автомобили и средства гигиены. Качественные товары для гражданского общества являются не целью, а своего рода побочным продуктом, эффектом, сопровождающим основной процесс - процесс эволюции, процесс освобождения человека. И если внимание к этому основному процессу ослабевает, то незамедлительно возникают проблемы и с вторичным уровнем, “потреблением”, “качеством товаров и сервиса”.
***
В эгоистическом обществе само потребление симулируется, становится суррогатным.
***
Права человека и гражданское общество не являются средством, помогающим производить качественные автомобили и средства гигиены. Качественные товары для гражданского общества являются не целью, а своего рода побочным продуктом, эффектом, сопровождающим основной процесс - процесс эволюции, процесс освобождения человека. И если внимание к этому основному процессу ослабевает, то незамедлительно возникают проблемы и с вторичным уровнем, “потреблением”, “качеством товаров и сервиса”.
***
В эгоистическом обществе само потребление симулируется, становится суррогатным.