Friday, March 17, 2017

Город как явление природы. Занимательная философия для не-специалистов



С точки зрения современного человека, природа – это нечто, существовавшее до появления человека и существующее ныне параллельно с ним и помимо него. Природа – это все, что не является человеческой цивилизацией. метагалактики и галактики, звезды и планеты, энергия и масса, кварки, элементарные частицы, атомы, молекулы, клетки и организмы (включая организм человеческий) – все это «природа». 

Как и любое другое понятие, понятие природы изменялось с течением времени. Так сказать, перерождалось. Выше мы рассказали о последней, текущей реинкарнации этого термина. 

Как нетрудно догадаться, придумали вышеописанную «природу» жители городов. И чем больше, выше, густонаселеннее, скоростнее, индустриальнее и железобетоннее становились города, тем в большей степени понятие «природа» становилось отчужденнее от человека. Природа далеко – она, в лучшем случае, за городом, а то и намного дальше – за промзонами и торговыми центрами, за пригородами, а то и вовсе только в заповедниках, заказниках и национальных парках. Остальное захватил город и горожане – цивилизация. 

Само слово «цивилизация» происходит от слова «город». Философ Освальд Шпенглер, автор пессимистического философско-исторического блокбастера «Закат Европы», считал, что цивилизация есть последняя, завершающая стадия жизни органического, подобного растению образования под названием «культура». После этого этапа культура умирает, и на смену ей приходят иные культуры. Шпенглера принято критиковать за пессимизм и множество исторических неточностей, однако разделение на культуру и цивилизацию прочно вошло в сознание широких масс высококультурного и глубоко цивилизованного народонаселения. Культура существует в сельской местности или в особо отведенных для этого городских пространствах – в театрах, на книжных полках, в музеях и на выставках. Сам же город, его тело и разум – это и есть цивилизация. Наука и техника – ее суть.

Итак, город стал самими же горожанами восприниматься как антиприрода, как нечто, абсолютно чуждое природному миру, как нечто искусственное, неестественное – в противоположность естественному, до-человеческому. А поскольку именно горожане стали вводить просвещение и всеобщее начальное, а затем и среднее образование, то так стали думать не только горожане, но и селяне, которые и раньше-то побаивались города, еще до всяких там подземных поездов и лифтов – но город прислал селянам машины, и тем, кто оказался лишним, пришлось отправиться прямо в пасть монстра-киборга. 

 Итак, город оказался антиприродой, природа – внечеловеческой. Человек выделил себя из природы и стал воспринимать себя чем-то искусственным. Он еще не стал киборгом-биороботом, не создал искусственный интеллект, но обнаружил себя чужим по отношению к остальной природу. 

Пару-тройку прошлых столетий – до середины XX века – с природой было принято враждовать. Ей пытались отомстить за все унижения, которым она подвергает мыслящее человеческое существо. Ее покоряли, эксплуатировали, уничтожали – но по-прежнему боялись. Возникает ощущение, что индустриальная цивилизация мечтала превратить Землю в планету Шелезяку, на которой нет полезных ископаемых, растительности и воды, а населена она роботами – помните мультфильм «Тайна Третьей Планеты»? – причем в робота человек, видимо, собирался превратить себя сам. Космос должен был быть заменен Техносом. Вселенная должна была быть пересоздана, и вместо природы новый механический человек построил бы себе новую, механическую, полностью подконтрольную его разуму и воле среду обитания.

Несколько десятилетий назад появилась новая тенденция. Теперь человек пытается защитить природу от самого себя. Однако природа остается той самой – внечеловеческой. 

Но вспомним первоначальный смысл слова «природа». Вспомним «фюзис» эллинов и «натуру» римлян. Под этими словами они понимали сущность всех вещей – все вместе и каждой в отдельности. Своя сущность, как они полагали, была у всех вещей – как тех, что мы называем «природными» теперь, так и рукотворных. 

Своя сущность была и у человека, и у всех его творений. И у города она была тоже. Природа города. Сущность города. Для людей времен античности природой было все – и неизменяемая сущность всех вещей, и все многообразные изменчивые проявления этой сущности, проявления природы.

И что же мы тогда можем сказать относительно такого привычного для нас разделения мира на «естественный» и «искусственный»? Не посмотреть ли нам на эту пару, казалось бы, противоположных понятий, под другим углом зрения – с той точки зрения, на которую мы попытались встать сегодня? Попробуем – но в следующий раз.