Friday, October 4, 2013

Про лягушку

Забавно наблюдать, как один и тот же структурный концепт воплощается в различных культурных контекстах.

Вот например - распространенная идея нанести вред символическому изображению врага. Непосредственно дотянуться до него трудно, а сделать все же что-то хочется.

И вот одни втыкают булавки в куклу, полагая, что кукла сия магически связана со своим прообразом - а стало быть, прообраз пострадает в реале.

Другие прилюдно сжигают чучела, изображения, флаги и книги, полагая, что наносят прообразу реальное оскорбление. И часто им это удается.

Третьи избивают те самые чучела в потайных офисах корпораций, снимая стресс. Чучела ставят сами начальники, а что японец думает, мудохая симулякр босса, тот японец никому не расскажет. Разве что полное легкой грусти хокку в ответ Басе сложит. Про лягушку.

Ценителям древности - о баобабах и черепахах

Среди людей весьма много Ценителей Древностей. Раньше так вообще девяносто девять из ста их ценили, а сотый не ценил, потому что не ценил вообще ничего - тотальный нигилизм до осевого времени, впрочем, вряд ли был психологически возможен, а вот органические поражения нервной системы все же, вероятно, бывали.

Допускаю, есть вещи, которые от своей древности только выигрывают. Или хотя бы не теряют. Как нейтрино, пролетают незамутненными сквозь толщу времен. Но сложные системы стабильными не остаются - они либо развиваются, либо разрушаются. Либо вниз по течению энтропии, либо вверх. 

Вроде бы и знали люди, что все, имеющее начало, имеет и конец, но ведь если очень хочется, то конца у фетиша ведь не будет, правда? Все империи рушились, только наша, родимая, будет вечно стоять, сложно цвести и пахнуть нефтью.

Не будет. Либо будет развиваться во что-то новое, часто неожиданное и неприятное ценителям древностей, либо каменеть, ссыхаться и затем рассыпаться. Как горы. Очень древние. Может, и останется в куче праха несколько алмазов. Но алмазы - это не те баобабы, черепахи и прочие долгоживущие существа, вокруг которых водят хороводы археофилы и футурофобы. Алмазы просты - чистый углерод. А вот навороты из множества слов, ритуальных действий, архитектурных финтифлюшек и узоров - могут быть прекрасны, но желательно сметать их с поверхности сознания, как буддисты поступают со своими песочными мандалами. А то прекрасное становится смешным и страшным - в общем, безобразным. 

Впрочем, боюсь, что алмазопоклонничество тоже чревато. Поскольку углерод сам по себе не душеполезен. Равно как и кристаллическая решетка. И их сочетание.