Прочитал я давеча на одном форуме, что никаких обстрелов украинской территории со стороны России нет, и что информвброс проводится для того, чтобы оправдать удар по территории уже российской, дабы затем Россия вовлеклась в боевые действия и была признана международным агрессором.
Семен Семенович в моем лице не желает верить в это явление и считает его оптическим обманом. Сними очки, говорят мне, и ты увидишь, что на сосне никто не сидит, и кулака мне не показывает.
Я на той границе не был, и никто из моих близких друзей, которым я доверяю лично, тоже не был. И что же мне, как получателю информации, делать?
Один из главных методов информационной войны - объявление некоего события "не бывшим". Или напротив, произвольное утверждение, что некое событие имело место. "Зачем Вы украли графин"?
Чем большее количество человек подтвердят истинность высказывания, тем больший вес обретает исходный тезис. Это один из основных негласных принципов софистики - война идет не за истину, а за аудиторию.
Манипулирование ведется на стадном инстинкте человека. Прекрасная иллюстрация такого манипулирования - эксперимент, в ходе которого заранее договорившийся коллектив называет сходные фигуры разного размера равными. Подопытный в этой ситуации имеет склонность вопреки очевидности согласиться с коллективом.
В условиях сложной ситуации, в которой имеет место множество событий, манипулятор пользуется невозможностью детальной проверки каждого его утверждения. В ряде случаев эта проверка может затянуться на неопределенное количество времени - в результате чего, хотя утверждение манипулятора остается не доказанным, не доказанными оказываются и контрутверждения оппонентов. Этические законы диспута предполагают, что выдвигающий тезис должен предъявить убедительные доказательства первым, а не "уступать очередь" предъявителю антитезиса. Но в ходе грязной информационной войны этическими правилами манипулятор и значительная часть аудитории не руководствуется.
Война на востоке Украины - первая, за которой я по-настоящему внимательно слежу. Безусловно, я мог бы сделить за ней гораздо более внимательно - но, как бы там ни было, ни одной войне, бывшей ранее, я подобного внимания не уделял.
И теперь могу с уверенностью сказать следующее - о чем я и раньше догадывался.
Событие всегда минимум на порядок многоаспектнее любой его ментальной интерпретации. То, что мы называем "канонической версией истории", написано победителями и переписано новыми победителями множество раз. Статус "свершившегося" событию выдается некой авторитетной для той или иной аудитории группой.
Один из фундаментальных выборов человека, который он делает для ориентации в пространстве-времени - это выбор авторитетов. Поскольку проверить каждое описание события на предмет его истинности невозможно в силу человеческой ограниченности - хотя человек в силу наличия познавательного стремления хочет знать все.
Важно не быть рабом принятой системы авторитетов. И не поддерживать Сталина только потому, что Николай I был плох, а Маркс и Бакунин на фоне европейской реакции первой половины XIX века представали светочами правды. А разочаровавшись в Марксе, не бежать под совиные крыла Победоносцева.
Помнить завет Сократа - мантру, остающуюся действенной на протяжении самых разных эпох и культурных трансформаций: "Я знаю, что ничего не знаю".
Однако ничего более лживого, чем советско-гебистская пропаганда, я пока за всю свою жизнь не встретил. А отсюда и проистекает мое отрицание правдивости информации от источников, которые я подозреваю в связи с соответствующей средой. Новейшая история российской империи не предоставила мне моральных авторитетов, которым я мог бы доверять. А контримперская - в изобилии.
Я не буду выносить суждений, кто стреляет или не стреляет на украинско-российской границе. Я не знаю, кто был прав или не прав в конкретных британо-индийских инцидентах в процессе обретения Индией независимости. Но у индийцев был Ганди. А у англичан Ганди не было. У украинцев была мирная Оранжевая революция и социальная организация последнего Майдана. А в России в это время были колониальные войны, учения в Рязани и тому подобные прелести.
Мир держится на доверии. "Кредит доверия" - это тавтология, "масло масляное", но так уж устоялось сие словосочетание. У одних он базируется на примате крови и почвы, у других - на принципах свободы, любви и творчества. От всей души желаю украинцам не растерять кредит своих Майданов и не растратить все силы на борьбу с внешней агрессией - чтобы не уподобиться противнику в методах, которые могут извратить любые самые благие цели.