Friday, March 24, 2017

Конфедераты из Лиги Юга. Часть 1. Новая активизация

Первоначально опубликовано на AfterEmpire

В начале февраля в американских масс-медиа прошло сообщение, которое заставило меня не на шутку встревожиться. Ну, не то, чтобы именно встревожиться – тревога не является эмоцией, которую пристало испытывать исследователю, проводящему наблюдение, такую тревожность следует по возможности снимать, включая «внутреннего культуролога», даже если события в той или иной степени затрагивают наблюдателя.

В сообщении утверждалось, что организация с говорящим названием «Лига Юга» (League Of the South) объявила о создании военизированной структуры «Силы Обороны Юга» (Southern Defense Force). Целью создания боевой структуры в манифесте, грозно озаглавленном Directive 02022017, объявлялась «битва с левацкой армией, состоящей из Антифа, Black Lives Matter и других подобных организаций». Последние, по мнению руководства Лиги Юга, представляют «угрозу историческому наследию нашей христианской цивилизации».

За две недели до публикации этого меморандума состоялась президентская инаугурация Дональда Трампа. Посмотреть на нее пришло гораздо меньше народу, чем на предыдущие подобные мероприятия, хотя в альтернативной реальности Трампа церемония не знала себе равных по количественному параметру. Зато в окрестностях бродили партайгеноссен Ричарда Спенсера, колоритного персонажа, редактора недавно организованного портала AltRight.com, усилиями которого этот термин прочно вошел в политический лексикон и широко употребляется даже и в мейстримных медиа. Спенсер учился в одном университете с нынешним советником Трампа Стивеном Миллером, входящим во крайне узкий «внутренний круг», в котором вырабатывается трамповская стратегия – и, как говорят некоторые, водил с Миллером знакомство, старшим же их товарищем в Duke University был нынешний генеральный прокурор США Джефф Сешнс. Не менее любопытно, что Спенсер с большим почтением относится к Александру Дугину, приглашал его в свое время в США и был женат на русской переводчице текстов Дугина на английский язык. Так вот, спенсеровцы ходили в день инаугурации по Вашингтону, кидали зиги и скандировали «Heil Trump, Heil Nation!»

Однако в США действует первая поправка, кидать зиги не воспрещается, можно залепить себя и свою атрибутику свастиками (что и делает, например, «Национал- социалистическое движение США»), поэтому на спенсеровцев хотя и обратили внимание, но не более того. А вот антитрамповские демонстрации были на порядки многочисленнее – начиная с манифестаций женщин и заканчивая протестами против антииммигрантского указа Трампа. И вот размах этих манифестаций и обеспокоил «Лигу Юга». Основной костяк организации составляют сельские жители – и вот в заявлении говорится, что «недалек тот день, когда они (леваки – прим. авт.) двинутся из крупных городов в мелкие городки, пригороды, а затем и в сельские районы». С нашествием закаленных леваков-стритфайтеров и призвана бороться «Сила Обороны Юга».

И поначалу кажется, что вот оно, начинается – что скоро улицы американских городов и даже поля и леса американской глуши погрузятся в социальный хаос, ваызванный битвами крайне правых и крайне левых, что ситуация уже не на шутку становится похожа на положение в веймарской Германии в начале тридцатых – уже не по политической структуре ситуации (она и вправду весьма схожа), но и по вполне тактильной конкретике. Представляются шеренги и фаланги мордоворотов с вытатуированными рунами и свастиками, вылезшие из исторических щелей существа в белых куклуксклановских балахонах, вооруженные до зубов всем, чем попало, начиная от своих верных двустволок до ядерных боеголовок, которые точно запрещено держать под своей кроватью только жителям штата Невада. Они наводняют улицы городов, громят университетские кампусы и становятся опорой свежеизбранного президента, желающего стать диктатором.

«Будь мужчиной среди мужчин», – говорит постер «Лиги Юга», отсылая к слогану колониальной Армии Родезии, потерпевшей поражение в 1979 году, а с плаката черными дизайнерскими провалами браво смотрит само бремя белого человека со скорострелом в руках.

Но при более внимательном взоре содержание бумаги в этом тигре оказывается существенно выше допустимого для настоящих шерханов минимума. Нет, конечно, есть там и куклуксклановцы, и мордовороты с татуированными свастиками, но их не боятся, как мы увидим ниже, даже участники алабамских (!) ЛГБТ-парадов.

Как это часто бывает, славу «Лиге Юга» создала солидная правозащитная организация Southern Poverty Law Center – именно она классифицировала «Лигу Юга» как расистскую «группу ненависти». Такова работа правозащитников – обращать внимание на проблему, когда она еще находится на микроуровне. Именно эта группа проинформировала общественность о возможном появлении на американском Юге нового парамилитарного образования – но если углубиться в отчеты центра, то можно обрести некоторое успокоение.

Лига Юга была создана в 1994 году, и в лучшие свои времена – на рубеже веков – насчитывала не более 9000 членов, подавляющее большинство которых активного участия в деятельности группы, по-видимому, не принимало.

Лигу основал тогда еще профессор британской истории и специалист в области истории кельтов Майкл Хилл (Michael Hill). Большинство из 40 первых участников Лиги тоже имели академический бэкграунд, однако впоследствии почти все они вышли из организации, опасаясь репутационных потерь после того, как о Лиге пошла дурная слава. Затем к Лиге присоединялась самая различная публика, вплоть до куклуксклановцев в отставке. Несмотря на все свою жесткую милитаристско-консервативную риторику, основная масса участников – пожилые белые джентльмены, которым с трудом удается привлечь в организацию молодежь.

Лига считается сецессионистской организацией. Однако следует понимать, что такой статус в США имеют группы, которые в принципе высказываются за возможность отделения той или иной территории. Однако в ближайших планах Лиги отделение Диксиленда (южных штатов) не стоит. Отделение – предельная цель. Организаторы понимают свою проблему – не только неготовность подавляющего большинства населения южных штатов ко второй сецессии, но и отсутствие осознания себя в качестве особого народа. Работа над ростом подобной осознанности и представляет собой основную текущую задачу Лиги.

Академические интересы основателя наложили на идеологию Лиги существенный отпечаток, выделяющий ее из других организаций подобного толка. В остальном Лига представляет собой достаточно типичное право-консервативное движение, чье неприятие федерального центра имеет сильно выраженную идеологическую окраску. Ведомая этим федеральным центром Америка погрязла в грехах либерализма и распущенности, а лапы этого центра пытаются дотянуться и до глубоко, по мнению Лиги, традиционного Юга, чья культура основана на Библии. Членам Лиги в современном обществе не хватает иерархичности. Дети не слушаются родителей, жены – мужей, ученики – учителей, работники – работодателей. Тривиальная контрмодернистская тоска по временам премодерна.

С точки зрения Хилла, культура американского Юга – культура именно англо-кельтская. Он полагает, что ее нужно охранить от враждебных ей мультикультурализма, марксизма и эгалитаризма. Окружающая среда и мировое сообщество – все это придуманные леваками абстракции, существуют же только непосредственные отношения людей. Причем, что очевидно из вышесказанного – отношения именно иерархические. В идеологии группы есть и «ландшафтная теория», хотя не совсем понятно, каким же образом природа американского Юга сформировала англо-кельтское своеобразие его культуры, и что ландшафт сделал с черными рабами и их потомками, а также какую связь американский юг имеет с традиционным староевропейским ареалом распространения «англо-кельтской культуры». Впрочем, не думаю, что новые, не искушенные в академических тонкостях участники Лиги страдают по этому поводу от когнитивного диссонанса.

Последний агрессивный манифест Лиги Юга нацелен прежде всего на привлечение молодежи. Именно этой задачей и обусловлена, видимо, его алармистская риторика. Проблема в том, что кампания Трампа и его избрание вызвало отток активной части молодежного звена организации, желающей более активных действий. Другая проблема – в том, что Лига Юга попадает и в еще один тип регионального разделения – разделение между городом и сельской местностью, столь значимое для Соединенных Штатов в целом.

Более подробно о нынешних проблемах Лиги Юга, о ее идеологии и практической деятельности я попробую рассказать в следующем материале. Несмотря на маргинальность, которой отличаются такого рода региональные движения в США, изменение политической ситуации в стране оставляет Лиге шансы на увеличение своего влияния. Среди правоконсервативных организаций разного толка идет жесткая конкуренция, итоги которой далеко не ясны в нынешней ситуации политической неопределенности, а потому наблюдение за Лигой Юга и происходящими внутри и вокруг нее событиями представляет существенный интерес.
На постсоветском пространстве принято как-то страшно не любить постмодерн и постмодернизм. Думаю, некоторые полагают, что постмодернисты пьют кровь не только премодернистских-традиционных, но и модернистских младенцев.

Еще немного о "мистическом гуманизме" или "гуманизме трансмодерна".

В различных мистических учениях существует идея, что по-настоящему существует лишь одно высшее, совершенное существо. Оно - мировое "Я". Индивидуальные же существа - лица этого единственного существа, его маски, его игры, его проявления. Не марионетки. Не что-то отдельное от совершенного существа и друг от друга. Полное единство.

Концепция вполне рабочая. Однако мне представляется, что она должна быть дополнена и уравновешена другой концепцией, поскольку, как и любая ментальная конструкция, не может в полной мере отобразить совершенную реальность. Ментальные конструкции могут нагружаться нежелательными коннотациями, в результате чего концепция может быть воспринята неадекватно и перестанет быть рабочей.

Проблема этой ментальной конструкции в том, что использующий ее может подумать, что индивидуальное есть нечто малозначимое, несущественное по сравнению с неким общим, каким и может представиться совершенное существо. При этом и само совершенное существо в восприятии познающего окажется не сверхличным, а безличным, чем-то вроде охватывающей космос амебы. Воспринять адекватно более совершенное, чем позволяет воспринять нынешнее состояние познающего, сложно - а потому воспринимаемая реальность часто редуцируется, и создается эмоционально-ментальная модель высшего, дающая те самые картины мировых амеб (или мировых господ, владык и тиранов - в том случае, если подчеркивается личностный аспект совершенной реальности).

Да, идея присутствия во всех формах одного совершенного существа хорошо помогает работать с негативными эгоистическими состояниями разных видов. Но если произойдет сбой, и индивидуальное будет воспринято как низшее, то могут возникнуть различные проблемы. Суть этих проблем - представление о том, что совершенная реальность, совершенное существо играет в несовершенные игры - незначимые, маловажные, мешающие этому самому существу, этой самой реальности осознавать саму себя.

Так вот, изложенную в начале этого текста концепцию, как мне кажется, неплохо дополнить другой - и использовать одновременно обе.

Вот эта другая концепция. Каждая индивидуальность, каждое живое существо является высшей реальностью. Индивидуальности - не фантомы, наделяющиеся призрачным существованием, когда в них присутствует реальность - но сама высшая реальность, высшая индивидуальная реальность. Между такими реальностями возможны отношения - становится возможно "Ты", тогда как, если принять только первую концепцию, будет обнаруживаться одно только "Я". В результате у некоторых познающих появляются мысли, что это "Я" страдает от одиночества и, чтобы избавиться от страдания, и создает иную по отношению к себе реальность. В такой метафизической ситуации другие "я" могут настолько потерять ценность, что не исключено оказывается даже их массовое уничтожение - такие примеры истории известны. Воспринимать высшую реальность можно как "Я" или как "Ты". Как мне представляется, оба эти варианта интерпретации равнодостойны.

Каждое существо проникает собою всю реальность. Оно находится на пути к совершенству - однако поскольку для совершенства нет временных барьеров, конкретное существо оказывается парадоксальным образом одновременно и потенциально совершенным (как идущее по пути становления), так и актуально совершенным, обладающим высшим "Я". Эти высшие "Я" всех существ в итоге соединяются с их "я", идущими по пути раскрытия своих потенций.

Такой взгляд позволяет видеть индивидуальное как уникальное и неповторимое. Совершенная реальность как бы умножает себя столько раз, сколько существует в реальности индивидуальностей. В пределе каждое высшее "Я" - сама совершенная реальность, парадоксальным образом и единая, и множественная, причем множественность не является в ней по отношению к единству чем-то низшим.

Такой взгляд мне кажется уместным называть "мистическим гуманизмом" или "гуманизмом трансмодерна" (при учете, что под термином "гуманизм" мы имеем в виду не только человечество, но всех сознающих и чувствующих существ, известных и не известных человеку).