Monday, September 16, 2019

Кантовский категорический императив - фашистский и антифашистской варианты

Некоторые леворадикальные мыслители называли Канта одним из источников фашизма. Попытался погуглить - и выяснил, что невозможно продраться сквозь массив материалов, связанных с мифом о Троянской - тьфу, второй мировой - войне. По этой выборке Кант предстает философическим власовцем, отправившимся в прошлое на машине времени, дабы бороться со сталинским тоталитаризмом или с империей-катехоном, последним оплотом на пути антихриста.

Но еще до обращения к пифии - то есть гуглу - я был в гостях. Хозяин - скрипач - джемил старый джаз с другим гостем - гитаристом - а я изображал из себя завсегдатая джаз-клуба пятидесятых-шестидесятых, ценителя, пританцовывающего телом и мускулатурой лица - с косяком в руке.

Отправился в туалет - и как это обычно бывает, пришли мысли. Музы и даймоны, как показывает практика, по некоторым причинам любят эти пространства, полные баланса белого, эту сияющую келью, полную света капсулу одиночества.

И там мне вспомнились две различные формулировки категорического императива Канта.

Первая: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла служить вместе с тем и принципом всеобщего законодательства".

Вторая: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Эти формулы могут только казаться идентичными. Первая формула несет в себе мощный фашистский заряд, вторая же - свободна от оного.

Итак, Кант - родоначальник как фашизма, так и антифашизма.

В самом деле, первая формула не дает противоядия против тоталитаризма. В этом идеальном тоталитаризме нет двойных стандартов. Я не желаю иметь права, которых нет у других. Но я предполагаю само наличие всеобщего законодетельства, что не исключает положения вещей, при котором "под страхом лишения рук или ног мы все станем слушать один только рок".

Вторая же формулировка фактически дезавуирует первую.

В рамках первой формулировки я могу попытаться навязать другим любое свое видение, предполагая себя нормативным субъектом - носителем нормы, которой, разумеется, и сам должен подчиниться. Тоталитаризм, в которой фюрере является равным - вплоть до смены ситуации - но там уже вступит в силу гегелевская диалектика.

В рамках этой формулировки категорического императива - если сопоставить ее со второй формулировкой -допускает именно что использование другого как средства - поскольку этот другой оказывается подчиненным навязываемому мной всеобщему законодательству.

Эта первая формулировка хороша, тонка и действенна.Но в ней следовало бы подчеркнуть ту вещь, что она говорит о том, как не следует делать, а не о том, как делать надлежит. Формула обретает свой высший этический смысл в контексте "запрещать запрещается".

Если же использовать эту формулу в тоталитарном ключе, мы получим следующее: "Поступай сам согласно своей доктрине - и ты имеешь право навязать свою доктрину всем остальным". Очень просто упустить из виду тот момент, что я бы не желал, чтобы кто-то навязывал мне это самое всеобщее законодательство. Максима моей воли возражает против такого.

Если же мы применяем вторую формулу категорического императива, то с нами остается только Другой, его личность, его воля. Этого Другого нельзя использовать для достижения своих целей, если тебе не важна сама его личность.

Но увы, и тут вползают ложноножки тоталитарной амебы. Что именно я называю "Другим"? Кого именно? Мой прекрасный облик идеального Другого, с которым этот Другой сольется благодаря одобренной мной версии всеобщего законодательства?

Моя авторская версия категорического императива такова:

"Поступай с другим так, как будто бы он - это ты - постоянно делая делая отчеты и перепросмотры, касающиеся всех возможных разниц между тобой и этим другим".

Этика субъективна и - будучи этикой, а не говном - предполагает совершенно субъективное уважение других существ. Этически судить я могу только себя. О других же хорошо сказано в одном несколько скомпрометированном тоталитарным использованием тексте " "Не судите, да не судимы будете". И еще прямо протагоровское дальше там шло: "Ибо каким судом судите, таким и будете судимы".

Итак, и еще раз уточняю кантовскую формулировку.

"Другой - это твоя Возлюбленная/ый/ое. Ее имя и сущность - свобода. Имей это в виду, когда взаимодействуешь с Другим".