Thursday, November 12, 2015

Победа, которая не всем видна. Еще немного об акции Павленского

Вот спрашивают меня - ну и что толку с вашего Павленского, в чем эффективность таких действий для "победы"?

Воин не думает о победе и поражении. То, что для него победа, обыватель-прагматик видит как поражение.

Но в мире идет такое сражение, в котором бесстрашие одного человека перед огромным монстром и есть победа. Хотя даже если и говорить не об истинном масштабе сражения, но только о проявлении этого сражения в качестве события в физической реальности - даже о последнем многие просто не в курсе. Но так часто и бывает.

И эта победа, хотя и не всем очевидна, совершенно реальна, даже если и не приводит к власти респектабельных дам и господ в деловых костюмах. Даже если вообще никого ни к какой такой "власти" не приводит. 

Просто в результате слабеют власть, контроль и подавление как таковые. Не в Кремле конкретно. А вообще.

Авангард протеста: акционисты на смену рок-музыке

Интересно, что по факту именно художники-акционисты стали авангардом сопротивления российскому режиму. Если попросят назвать два самых примечательных момента протестного движения 2011-2015, я назову «Панк-молебен» Pussy Riot и «Угрозу» Петра Павленского.

Никакие не митинги. Митинг становится событием в том случае, если он не расходится. Никакой не «средний класс» - он в своей массе дрожит за накопленную собственность, за свое рабочее место или бизнес. Ему есть, что терять – и он готов только гулять с шариками, пока разрешают. Во всяком случае, пока.

Интеллектуалы – они в основном все тот же средний класс со всеми его привязанностями. Многие из них не высказываются на политические темы даже в соцсетях. 

Удивительно, что из протестного движения выпала рок-музыка. Я за последний год несколько раз был во Франции – и познакомился там с целым пластом француского протестного рока. В России же это явление либо просто не существует, либо лишено какой бы то ни было известности даже в среде сопротивления. Русский же «рок» (кавычки не случайны) по большей части переместился в сферу «чистого искусства», иногда прямо-таки являясь музыкальной иллюстрацией картин Ватто, перестав отличаться от эстрадных шансонье чем бы то ни было, кроме стилистики игры на инструментах.

После акции Павленского

Я понимаю стремление классификаторов уложить каждое явление в соответствующую ячейку. Им бывает важно определить, что перед ними – слон, кит, слонопотам, философия, наука, искусство, подделка или шарлатанство. Однако и искусство, и наука, и философия – это понятия, концепты, которые устанавливаются не путем открытия неких фундаментальных неколебимых истин, а путем соглашения, достижением консенсуса. И в отношении искусства полного консенсуса нет. В том числе и в среде искусствоведов.

Я понимаю, что следствию и суду бывает важно понять, что подследственный или подсудимый – настоящий художник, поэт или мыслитель. Для этого они вызывают в суд авторитетных (по представлениям следствия и суда) экспертов в соответствующих сферах. Важно это бывает и в подворотне – многие гопники отказывались от своих агрессивных намерений, узнавая, что намеченная жертва – музыкант. Причем верили, случалось, и на слово.

Однако есть и другие измерения. Да-да, тот самый «высший суд», который ничего общего с насилием, гопниками, земными судами, следствиями и «таящимися под сению закона» не имеет и называется «судом» то ли по недоразумению, то ли по контрасту, то ли по желанию земных судей (по совместительству - царей).

И в этом высшем смысле лично мне уже нет дела до социальных полей, на которых повешен лейбл «искусство», и до склок по поводу демаркаций между искусством и не-искусством.