Friday, April 27, 2012

Другая церковь. Которая не прощает

Протоиерей Димитрий Смирнов: "Вы говорите. Ну, потому что понимаете, я устал от этой безнадёжной, абсолютно безграмотной глупости. Церковь прощает? Церковь вообще никого никогда не прощает. Я как иерей Божий, властью мне данной от Бога, простирающейся до края Вселенной, могу "вязать", могу "решить".

Это фантастическая фраза. Ее произносит человек, занимающий значительный пост в РПЦ МП. Эта организация весьма ревниво относится к иным высказываниям иных своих клириков. Но только к иным.

Итак, церковь Дмитрия Смирнова не прощает. Никого и никогда. Видимо, она только судит, решает и вяжет. В особенности вяжет. И винтит. Правда, винтить пока не дают впрямую, но очень хочется. Так первосвященники в евангельской истории не могли приводить в исполнение свои смертные приговоры, но должны были обращаться к римлянам.

Слово "бог" несет в себе столько содержаний, сколько существует на белом свете людей, произносящих это слово. Диапазон возможных его значений огромен. Какой "бог" в данном случае имеется в виду?

Из высказывания Смирнова следует, что власть его "бога" простирается "до края вселенной". Следовательно, за краем вселенной этой власти уже нет. 

Может быть, Дмитрий Смирнов исповедует философию пантеизма, в котором "мир" и "бог" есть одно - в духе Спинозы? И вопрос о том, что "за краем", не имеет смысла? Но тогда бессмысленна и сама речь о "крае вселенной". Или же Смирнов рассуждает как эллин с его идеей конечности олимпийского космоса, за пределами которого существует лишь хаос, в котором нет никакой власти?

Но в данном контексте - если учесть тезис о том, что "церковь никого никогда не прощает" - эту фразу вполне можно воспринимать как "проговорку". Что "богом" здесь назван "князь мира сего". И за краем вселенной у него власти нет. И что ни этот "бог", ни его "церковь", ни ее служители никому ничего прощать не собираются.

Только "власть" - это псевдокатегория. Если и можно говорить о какой-то "власти" - то только о власти свободы и любви, власти ненасилия. Бог свободы и любви дает человеку власть, чтобы человек был свободным и имел возможность свободно любить. Эта власть есть, в общем, творческая способность. Бог - Освободитель. Если же живое существо эту власть направляет на порабощение других, то налицо патология, болезнь, "узурпация власти", "псевдовласть". "Мерзейшая мощь". 

Что же касается скрыто цитируемых Дмитрием Смирновым фраз из евангелий - они требуют отдельного внимательнейшего рассмотрения. Пока могу сказать одно - в духе Благой Вести, по моему мнению, не является адекватной интерпретация, согласно которой эти фразы являются обоснованием земной и небесной власти церковной иерархии.