Самое неприятное в имперской "христианской" церкви и в Советском Союзе - это попытка убить мечту. Эта попытка объединяет два упомянутых проекта.
Заставлять верить в плохое, поклоняться плохому - плохо. Но заставлять верить в хорошее, заставлять поклоняться хорошему - кажется, еще хуже.
Потому что хорошее, когда в него заставляют верить, уходит куда-то в малодосягаемые области. На его место блюстители веры подставляют что-то другое, сначала похожее, потом лишь отдаленно напоминающее, а потом и вовсе непонятно что. Это непонятно что легитимирует власть блюстителей, вполне позволяет им делать то, что они хотят, непокорным и инакомыслящим сулит кары, высшим этическим принципом объявляется повиновение властям.
То есть на месте высшего начала появляется низшее. Вместо пути свободы и любви - почти неприкрытый культ силы. Вместо мечты - жернов на шее.
Однако людей продолжают заставлять произносить уже ничего не значачие слова ритуала. На оболочке мечты ставится казенная печать. Энтузиазм симулируется.
И затем, когда баланс сил меняется, такую пустую оболочку мечты, на корой, быть может, еще остались ошметки подлинности, просто выкидывают.
Но проблема в том, что оболочка во многом состоит именно из слов. А других слов для обозначения мечты почти что и нет - новый язык мечты выработать очень непросто.
Попробуйте заговорить о дальнейшей эволюции человеческого вида, о новых прекрасных способностях сверхчеловека - вас быстро зачислят в нацисты с их "евгеникой".
Попытайтесь говорить о соединении всех в любви, которая является высшим принципом бытия - вам припомнят инквизицию, индекс запрещенных книг, Джордано Бруно и зачислят то ли в обскуранты, то ли в черную сотню.
И, наконец, поговорите-ка о всемирном братстве будущего, об обществе в котором не будет государств, не будет принуждения, о свободной республике творческих личностей - вам скажут, что именно такие, как вы, построили ГУЛаг, вместе со Сталиным репрессировали миллионы, устраивали "культурную революцию" вместе с хунвейбинами Мао, разрушали с Пол Потом Пномпень и прямо сейчас жируете вместе с третьим Кимом в Северной Корее.
В мре спрофанированной мечты тоталитарной и мракобесной объявляется сама мечта. Мечтать можно только о шинели или о чем-то рядоположном. Разумном. Умеренном. Реальном. О том, что по средствам. Мечтать об увеличении дохода, чтобы расширить ассортимент мечты.
Верить прогрессивному человеку предлагается в слепую никуда не ведущую эволюцию, в естественный отбор, в приспособление, в межвидовую и внутривидовую конкуренцию. В пучки нейронов, генерирующие нас и все наши так называемые "мечты".
А не хотите верить в такой прекрасный мир - пожалуйста, обернитесь. Вот перед вами живым напоминанием об "ужасах мечты" стоят и на разные голоса зовут обратно служители "веры, царя и отечества", нацисты, расисты, сексисты, сталинисты с маоистами, всегда готовые загонять человечество к своему концлагерному счастью. Предлагается убояться, взять новый кредит и тихо-мирно верить в то, что написано на последней странице глянцевого журнала в рубрике "британские ученые установили".
Но настоящая мечта живет, несмотря ни на что. И именно благодаря ей человечество продолжает развиваться.
Если человечество потеряет связь с мечтой - оно деградирует и погибнет. На этом пути сначала, возглавляемое alt-rights ("альтернативными правыми"), оно окунется в неприукрашенный романтиками феодализм (без мечты, без всяких там "прекрасных дам" и "рыцарских кодексов"). Крепостные, рабы, межплеменные войны, бесконечные табу и ритуалы, жертвоприношения животных, затем человеческие, каннибализм, шкуры, пещеры - а затем появившиеся откуда-то пещерные медведи и львы выгонят людей из пещер на историческую родину - вот только море в Центральной Африке высохло.
Все это может произойти на пути отказа от мечты и возврата к все более и более традиционным ценностям.
Надеюсь, урок мы выучили. Не надо вбивать мечту в голову молотком. Не надо засовывать человеку идеал иголкой под ноготь.
Новая реальность (первое яркое проявление - 60-е годы на Западе и отчасти в Восточной Европе, включая СССР) предлагает мечту нового типа. Это мечта о бесконечно далеком, но одновременно находимом в состоянии "здесь и сейчас", В такой мечте снимается казавшаяся роковой противоположность между "настоящим" и "будущим".
Ни господствующие церкви, ни СССР мечту не убили, хотя и очень старались. В новой мировой реальности, в которой власть пытаются захватить поборники "традиционных ценностей" всех мастей и расцветок, адепты культов силы, власти, рабства и покорности - в таком мире (как и в любом другом, впрочем) мечты о всечеловеческом братстве, о сверхчеловечестве, состоящем из свободных, познающих, творческих, дружественных к миру и друг к другу личностей будут совсем не лишними.