Thursday, June 11, 2015

об идеалах юности (алаверды к тексту макса фрая)


Я не раз говорил своим студентам (надеялся, что у них еще не все потеряно), что одна из самых неприятных вещей, которые могут случиться с человеком - это предательство идеалов юности. Что философ - это человек, который частью своего сознания находится в вечном подростковом переходном возрасте.

Но часто ловил себя на мысли, что я младше многих своих студентов, которые уже чувствуют себя взрослыми людьми (я плохо понимаю, что такое "взрослый человек", только если имеется в виду роль Взрослого по Берну). Они не задавали острых вопросов на лекциях и после них. Тупых не задавали тоже. Им нужна была оценка, хорошая работа и место под солнцем. 

К сожалению, к 17-18 годам многие уже совершают достаточно недружественных актов по отношению к своим идеалам. И на мировой гибридной войне за души людей это неудивительно - подросток может не подозревать, что в его борьбе за собственные идеалы у него есть союзники - и на небе, и на земле.

Если подросток не был в курсе относительно некоторых неприятных подробностей устройства мира и получил психотравму, столкнувшись с ними - это само по себе не страшно. Он может считать себя социопатом и мизантропом - но он продолжает быть идеалистом (хотя может ненавидеть это слово, считая его ярлыком для идиотов в розовых очках, пускающих счастливые слюни в предвкушении награды за очередной веселый кунштюк). 

Потому что идеал - это вещь очень прочная, куда прочнее и неприступнее средневекового замка. Поражение настоящий идеалист, как и защитник высококачественного замка, может потерпеть только в случае предательства. Собственного предательства.

Это предательство не обязательно происходит радикальным быстрым образом, в торжественной готической обстановке, с произнесением текста отречения и подписью кровью на свидетельстве об акте купле-продаже души. Чаще оно происходит постепенно и незаметно для предающего. Идеал идеалом, но не хочется получить по фейсу от гопников в школе, не хочется загреметь в армию, не поступив в институт, не хочется быть смешным - имя этим "хочется" и "не хочется" легион. Трусость, конформизм, страх, агрессивность, корысть - переходный возраст часто и есть первая открытая битва человека с теми существами (или архетипами психики), которые проявляют себя через эти качества. 

В этот момент человеку очень нужна помощь. К сожалению, под видом помощи человек часто сталкивается с "доброжелательными" атаками. Взрослые "доброжелатели"  могут быть заняты прямо противоположным делом - попыткой склонить подростка к сотрудничеству с лагерной администрацией. К выбору той или иной конформистской адаптативной стратегии. Предатели любят склонять к предательству и окружающих - в попытке оправдать свое собственное предательство.

А подростку адаптация нужна во вторую очередь. Хорошо ли уметь плавать? Несомненно. Но совершенно необязательно в процессе обучения становиться акулой или планктоном.

Подростку нужна муза. Подростку нужен сократовский даймон. Вдохновитель и окрылитель. Учитель бесстрашия и бесстрастия. Проводник к свободе. А свободное разумное существо само разберется, нужно ему адаптироваться или нет и к чему именно - он все равно помнит, что первично, а что вторично. 

А если человек закрутился в колесе и все реже вспоминает о первичном - об идеалах, которые освещают ему его путь - если попал в жернова, на которых написано "работа", "деньги", "успех", "удачный брак", "быть как все" - то рано или поздно он обнаружит себя обрюзгшим циничным типом, который смутно помнит, что в его юности было что-то волшебное, но что именно - уже не помнит. "Эх, гулял я когда-то". "Раньше и небо было зеленее". А может стать и открытым противником своих собственных идеалов, ненавидя их за то, что без них ему жить все равно нечем. 

Многие называют вечных ныряльщиков в предельные вопросы инфантилами. Я не очень хорошо знаю, что такое инфантилизм. Слишком затасканное слово - причем именно циниками и борцами с идеалами, использующими это слово и эту концепцию как оружие. Однако патологией является как раз забвение об этих вопросах и о внутреннем свете идеала, который, освещая реальность и побуждает эти "подростковые" вопросы задавать. А инфантилы для меня - это, скорее, те, кто вместо вопросов предъявляет миру что-то типа "в мои лета не можно сметь свое суждение иметь". 

Впрочем, подростковый возраст - не единственный переходный период в жизни человека. Идеалы остаются в бессознательном, светят из глубины. Этот свет не может потухнуть - без него человек не живет, у него не будет для этого энергии. "Не хлебом единым жив человек" - сказано, думаю, именно об этом. Озарения у человека случаются и в более поздние периоды жизни. Но в юности у человека на ногах меньше гирь, а в руках меньше чемоданов.

А потому, уважаемые родители, воспитатели и преподаватели, призываю вас осознать, а если уже осознаете, то не забывать, что основная ваша цель в этой роли - помочь человеку не терять свет идеала из виду. И не быть теми "домашними", о которых сказано, что они "враги человеку".

P.S. Спасибо Максу Фраю за вдохновение. Прочитал сегодня его блестящий текст на эту же тему, с которым полностью согласен. Меня в очередной раз поразило, насколько у меня с ней совпадают мысли и настрой.