Рано или поздно на территории, ныне контролируемой преступной группировкой, действующей под лейблом "российское государство", нужно будет начинать устраивать жизнь заново. Неважно, когда наступит этот момент - через год или через сто лет. Рано или поздно эта система перестанет существовать - в результате ли масштабного социального взрыва, экономического коллапса или внешнего силового вмешательства.
Для переустройства жизни потребуются новые кадры - специалисты в области различных наук, в особенности социальных и гуманитарных, говорящие по-русски, знающие мировую и местную историю.
Однако на описываемой территории кадры требуемого качества не могут сформироваться в достаточном количестве. Значительное количество интеллектуалов, обладающих полноценным гражданским самосознанием, обитающих на подконтрольном путинскому режиму пространстве, атомизированы, не имеют сколько-нибудь полноценной коммуникации с себе подобными. Наиболее морально чистоплотные не являются даже формальными членами официального академического сообщества - поскольку словосочетание "академическое сообщество" по отношению к постсоветскому симулякру может быть употреблено лишь в кавычках.
Так называемое "академическое сообщество" на означенной территории (при всем моем уважении к некоторым отдельным его представителям) деморализовано почти что в такой же степени, как и все остальное население. Научные работники, как правило, являются государственными служащими, находятся под прессингом администраций учебных заведений, в которых они работают. Многие вовлечены в коррупционные схемы - а если не вовлечены, то связаны круговой порукой молчания. Столь же деморализована и студенческая среда - огромное количество студентов попадает в ВУЗы при посредстве коррумпированных структур. Все эти факты не способствуют формированию специалистов в области гуманитарных и социальных наук, которые должны являться одним из мощных творческих начал, формирующих гражданское общество. Коррупция, административный прессинг и идеологическая ангажированность авторитарной властью - среда, в которой не могут полноценно развиваться науки о человеке, обществе и культуре. Эти науки в результате деградируют, отрываются от науки мировой и в итоге превращаются в псевдонауки, чьей задачей является не познание, но создание разнообразных псевдопатриотических мифологем.
На Западе российские специалисты в области гуманитарных и социальных наук, как правило, не востребованы - даже те, кто является специалистом без всяких кавычек. Гуманитарная наука гораздо теснее связана с натальной языковой средой, чем науки естественные и технические. Однако есть и другая сторона проблемы. Востребованный на Западе гуманитарий переключается на решение задач, стоящих перед той или иной социальной группой в западном обществе. Проблемы же постсоветского пространства имеют свою специфику - и западная система университетского образования не готовит специалистов, способных решать задачи такого рода. Изучение гуманитарных и социальных проблем постсоветского пространства - область, фактически не исследуемая в западном академическом сообществе. Финансирование "советологических центров" после распада СССР было урезано до нулевых значений в пределах допустимой погрешности. Вакуум во многом был заполнен явно или скрыто аффилированными с нынешней "российской" властью структурами - в частности, РПЦ МП и различными лоялистскими по отношению к путинскому режиму эмигрантскими организациями - что коррумпирует исследовательскую среду и превращает исследовательские центры в центры путинской пропаганды.
В этих условиях представляется необходимым формирование альтернативной системы образовательных и научно-исследовательских центров, занимающихся гуманитарной и социальной проблематикой, нацеленных на изучение реальности постсоветского пространства, полностью независимой от российского государства и государственно-олигархических российских бизнес-структур. Эти научно-образовательные центры должны вести свою деятельность на русском языке и языках народов, населяющих в той или иной степени подконтрольное путинскому режиму пространство.
С одной стороны, эти центры должны привлечь исследователей, преподавателей и студентов из числа людей, являющихся выходцами из постсоветского пространства, постоянно проживающих в странах западных демократий, но считающих своим долгом способствовать развитию гражданского общества у себя на родине. С другой стороны, эти центры должны привлекать творческие силы из постсоветских стран, в которых утвердились авторитарные режимы - сутью этого процесса была бы не "утечка мозгов", но напротив, интенсификация усилий, направленная на социальное, культурное и гражданское развитие этих стран. Для осуществления этой цели необходимо, во-первых, работать над облегчением выезда ученых и студентов из этих стран (в частности - по научным и рабочим визам), а во-вторых - развивать системы дистанционного образования и ведения научной работы.
Таким образом, диаспора выходцев из авторитарных постсоветских стран смогла бы в будущем сыграть для этих стран роль, аналогичную, к примеру, диаспоре прибалтийских стран, которая внесла огромный вклад в их развитие после обретения ими независимости от большевистско-чекистского режима.
Обращаюсь к тем интеллектуалам, кому близки высказанные в этом тексте идеи. Возможно, кто-то знает о уже существующих проектах такого рода - в этом случае прошу дать мне знать о них. Если же о таких проектах сочувствующим читателям неизвестно - давайте объединим усилия и проведем необходимую подготовительную работу, соберем программы курсов и исследований, обрисуем план создания такого центра (пусть поначалу и небольшого), после чего можно будет начать изыскивать средства на его функционирование.