Tuesday, April 16, 2013

Митафизический детектив как жанр, в котором работает Пелевин

В состоянии некоей фрустрации после прочтения последнего текста Пелевина взялся перечитывать старое доброе раннее. И заглядывать вообще во все подряд предыдущее. 

Основной сюжет пелевинских текстов - не столько последовательность событий, сколько череда метафизических обнаружений. 

Наиболее значимые события в жизни пелевинского героя - именнно концептуальные перемены в видении мира, перестройка базовых ментальных картин, трансформация фундаментальной мифологии героя. Один из ближайших литературных родственников текстов Пелевина - "Футурологический конгресс" Лема. В ключевые моменты повествования герой словно говорит нечто вроде "так вот как оно все на самом деле устроено! - но "самое дело", как правило, оказывается всего лишь очередным фрактальным извивом несхватываемой рассудком суперигры.

Тексты Пелевина - своего рода метафизико-мифологический детектив, в котором события сами по себе не столь важны - их смысл в том, что они открывают двери в новую картину мира, являются ее манифестацией, предвестием и порождением одновременно. Картины мира, собственно, и являются основными героями пелевинских книг. Именно они сталкиваются, взаимодействуют и трансформируются. А потом "бездонная пучина поглощает их в один момент", потому что, согласно мысли автора, нарисованы они были на поверхности этой самой пучины вилами. Ну, или божественным трезубцем.