Saturday, September 12, 2015

Тест. Желаете ли вы выпасть из модерна в премодерн

Попробую привести самое очевидное и исчерпывающее свидетельство того, что российское общество пытается выпасть из модерна в премодернистскую реальность.

Власть в эпоху модерна вынуждена позиционировать себя в качестве реформистской, а то и революционной. Реформа - вещь, наделяющая власть в эту эпоху настоящей легитимностью. Власть должна постоянно сама выбивать из-под себя все новые стулья.

В России же слово "реформа" почти что ушло из общественной жизни. Оно стало крайне непопулярным как у населения, так и у самой власти - не говоря уже о слове "революция". 

Зато уже давно в социуме - и в верхах, и в низах - укоренилось слово "стабильность".

Однако если общество желает некоей "стабильности", а власть заявляет, что она берется "стабильность" гарантировать (представления о стабильности в разных социальных группах могут не совпадать) - то можно констатировать, что это общество обнаруживает премодернистские черты. 

Что и требовалось показать.

Ностальгия по современности

Постмодерном современность часто называют те, кто просто перестал быть модернистом, но не в силах себе в этом признаться. 

Да, в их молодости модернизм был модерновее, а прогресс - прогрессивнее, а потом кто-то что-то испортил. То ли битники с хиппи, то ли мигранты с социальными пособиями, то ли мультикультурализм с толерантностью, то ли сексуальные меньшинства с экологистами. 

Как водится, модернизм у человека часто заканчивается в юности - едва начавшись. Так и думает такой человек, что вот слушал он Армстронга или Пресли - и вот это была вещь. А дальше - сплошная деградация. Сумбур вместо музыки. Рагу из синей птицы. Дегенеративное искусство. 

Но человек не хочет выпадать из современности. И тогда он объявляет, что современность - это он сам. Что настоящая современность - это его ушедшая молодость, а новейшая современная современность - это какая-то подстава, симуляция, чушь. В настоящей современности все должно быть как при бабушке.

Давно уже модернист превратился в обычного конформиста, традиционалиста и любителя стабильных тапочек под стабильным диваном и стабильного футбола по стабильному телевизору. Стабильно ворчащего на перемены и молодежь - стабильно со времен Древнего Египта (говорят, первые папирусы как раз и содержали подобные инвективы).

Как так? Ведь эволюция должна была закончиться на нем, на своем венце, на этом модернистском Людовике XIV! Современность должна была замереть в том своем прекрасном мгновении и стать "памятником самой себе"! Но все пошло куда-то дальше, а он остался. Человек остался на сияющей вершине, а мир покатился в хаос. Поскольку допустить, что мир развивается дальше - значит признать, что остановился, а потом и покатился по энтропийной колее он сам. 

И вот сидит такой модернист и тоскует. Тоскует о современности, которая была когда-то такой современной. О подлинной современности, погрузившейся в пучину веков. А на соседней вершине тоскует другой такой модернист - только тоскует он по модернизму Ивана Грозного. А дальше третий - в его мечтах модернизм верхнего палеолита.