Среди либерально-прогрессивной общественности Соединенных Штатов Трамп имеет репутацию вруна, на котором пробы негде ставить. Практически вся предвыборная кампания Трампа сопровождалась разоблачениями в масс-медиа его разнообразной лжи по самым различным поводам.
Впрочем, от радикальных прогрессистов и от республиканцев доставалось и его сопернице Клинтон - по признанию многих моих собеседников, даже голосовавших за Клинтон, такой ужасной пары в финале они еще не видели (а некоторым из этих собеседников за сембдесят и даже восемьдесят лет). Два человека, которых половина (каждого - своя) считает лжецами. Чудовищный рейтинг недоверия, превышавший у обоих рейтинг доверия.
Будучи избран президентом, Трамп фактически отказался от многих своих предвыборных обещаний. С одной стороны, он вроде бы не будет строить стену с Мексикой, да и многие другие его зажигательные ксенофобские проекты тоже несколько поблекли. С другой - Трамп ввел в правительство и взял в советники лоббистов крупных финансовых и промышленных корпораций (или дажепросто их топ-менеджеров), из чего можно сделать вывод, что "осушение лоббистского болота" тоже было не более чем предвыборным слоганом.
Так или иначе, в умеренно-либеральной части американского общества слышны выражения, манифестирующие чувство облегчения. Вздох облегчения слышен и в масс-медиа, и в социальных сетях. "Ох, как замечательно, все же этот парень не Гитлер. Ну да, он популист. То, что он говорит, ужасно. Но теперь мы понимаем, что он не будет делать ничего из того, о чем он говорит. А если и будет, то не то и не так, и чуть-чуть". Впрочем, этот вздох слышен фоном - на переднем плане все же остаются ламентации.
Ситуативный смысл этой радости - человек, избранный президентом, кажется, оказался настоящим вруном и не будет творить обещанных злодейств - понятен. Однако если по гамбургскому счету - в таком отношении заключается весьма серьезная проблема для американского общества (да и всего западного).
Наблюдается общественная реакция типа "как хорошо, что он все наврал". Такая формула является оправданием лжи - при любых оговорках. И, будучи оправданием лжи, ведет к социальной деградации.
Такое отношение фактически легитимирует любую ложь, которую будут произносить будущие кандидаты на любые выборные должности. Они могут пообещать построить на следующий день после инаугурации коммунизм, уничтожить всех иноверцев, свернуть пространство и остановить время, стащив перед этим у соседей все материальные ценности.
Предвыборная риторика в итоге полностью обесценивается. И, делая шаг на пути отношения к лжи как к благу, человек вбрасывает в этот инфляционный процесс свою лепту.
Разумеется, этот инфляционный процесс начался не сегодня и не вчера. Существующая политическая реальность не предполагает реальной ответственности за невыполнение предвыборных обещаний. Максимум - это поражение (личное или партийное) на следующих выборах. Однако в настоящий момент на эмоциональной волне разочарования в результате американских выборов у части общества происходит сдвиг в сторону согласия с тем, что раньше морально осуждалось.
В результате требования выполнить предвыборные обещания в будущем могут стать еще менее эффективными. А разочарование в демократической системе и ее политических институтах - еще более глубоким и распространенным вширь. И это разочарование может привести к тому, что разочарованные вместо Трампа начнут искать себе нового Гитлера, который все же сделает то, что обещает. Второй же вариант - доведение симулятивной демократии до гротеска, социальная апатия и танцы марионеток истеблишмента на экранах. Оба варианта в итоге ведут к социальной деградации вплоть до распада социума.
Не надо радоваться лжи. Даже в случае, если соврал человек, обещавший сделать что-то плохое. Радоваться невыполнению играющих на массовой ксенофобии предвыборных обещаний - пассивная проигрышная позиция, которая играет на руку как раз тем самым антипрогрессивным силам. Такая позиция может привести интеллектуалов к еще большей утрате морального авторитета (если о таком авторитете еще можно говорить как о чем-то существующем в реальности).
А вот подумать над системой общественного контроля за выполнением предвыборных обещаний - было бы весьма достойным занятим для либерально-прогрессивных интеллектуалов.