Одна победа у Сандерса и у тех, кто разделяет его систему ценностей, уже есть. Он не сойдет с дистанции, даже если будет проигрывать - а я надеюсь, что проигрывать он не будет.
То есть в самом худшем случае еще несколько месяцев он будет часто появляться на телевидении, цитироваться в прессе и выступать в различных аудиториях. Его услышит немало людей. И немало людей вовлечется в политический процесс, изменяя его в свете принципов свободы и дружбы. А кто и не вовлечется - тот просто послушает. Послушать Сандерса полезно.
А если Сандерс победит в финале и станет президентом? Такое начали допускать уже и его противники, и те, кто не хотел о нем и слышать как о имеющей реальные шансы кандидатуре. Теперь они говорят о "шансах" уже меньше - зато на все лады рассуждают о том, как у Сандерса ничего не получится, как у него все провалится, как он застрянет в парламентской пробке, как ему никто не даст денег.
Уважаемые прагматики! Даже если у Сандерса действительно не получится осуществить его реформы - а вы ведь уж постараетесь подкинуть в колеса этой телеги палку-другую? - у него получится кое-что иное.
У него получится целых четыре года транслировать свои идеи на всю страну, причем в гораздо более свободном режиме, поскольку фактор конкурентной кампании накладывает на free speach ряд внутренних ограничений. И эти идеи - а также идеи его команды, его сторонников в прессе и академии - страну изменят даже в случае полной парламентской обструкции. Появится новое поколение политиков, которые начнут реализовывать программу, частично заявленную еще в шестидесятые. Власть дискурса - важный элемент власти, не забывайте об этом. Впрочем, многие из вас, не сомневаюсь, помнят и знают - и речей Сандерса боятся больше, чем его сугубо практических дел.
Так что даже если Сандерсу на посту президента удастся просто поговорить с народом - это будет прекрасно.
Но, уважаемые прагматики, вы, как мне кажется, не учитываете один фактор. Республиканское большинство в конгрессе не вечно. И мы тут на местах можем постараться и поработать над тем, чтобы в конгресс попали другие люди. С хорошим человеком и хорошими идеями работается обычно легко и приятно.
С прагматизмом как господствующей позицией люди не то что не вылезли бы из пещер - они бы туда и не влезли. Это же наивно и безответственно - вероятно, говорили тогдашние прагматики, имевшие свой гешефт на старом месте и в пещеру переезжать не желавшие - наивно и безответственно полагать, что людям под силу изгнать оттуда самих пещерных львов и самих пещерных медведей.
Идеализм - самая прагматическая вещь на свете, это я вам ответственно заявляю, как специалист.