Одно из любимых развлечений мыслящего человечества - делить исторический процесс на эпохи и придумывать этим эпохам названия. В эпоху, самоназвавшуюся эпохой Просвещения, придумали деление на "дневний мир", "средневековье" и "новое время".
И вот тут-то начились сложности. Примерно как у физиков в том же XVIII веке, когда они не только присвоили имя натурфилософов-досократиков, решив, что вот именно они-то - и никто другой - исследуют самую что ни на есть природу вещей - а потом открыли, что вещество состоит из таких маленьких невидимых фигней - и назвали эти фигни "атомами", то бишь "неделимыми" в переводе с эллинской мовы. Потом быстро выяснилось, что атомы тоже делятся - поторопились, и вышло очень смешно. Как всегда бывает смешно, когда человек воображает себя на вершине горы, выше которой нет, обозревает оттуда реальность и говорит "я познал тебя до конца".
Так произошло и с классификацией эпох. Итак, мы живем в "новое время". Но затем наступает время "новейшее". А потом? "сверхновое"? "гиперновое"? "метановое"? Метановое - это да, подходящее словечко для момента истории планеты, когда один из видов углеродной формы жизни приторчал на углеводородах, да так, что у всей планеты то ли овердоз, то ли отхода.
А иначе это новое время назвали модерном. Или так - с большой буквы - Модерном - дабы от архитектурного стиля отличать. Modernity. Современность. С XVII века началась, когда Фрэнсис Бэкон назвал древних философов детьми, сочинявшими сказки, золотой век переместился из прошлого в будущего и современность стала восприниматься все большим количеством людей как самая лучшая, самая развитая, фронтирная эпоха, в которой тосковать и ностальгировать следует по будущему, поскольку "жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе - но, впрочем, наука же всесильна - вон, целый часовой механизм сварганили, так что и победа над смертью не за горами.
Шел модерн, шел, и вдруг кто-то заподозрил, что это уже не совсем модерн, а что-то иное. Сначала полевропы полезло в какую-то дикую никогда не существовавшую в реальности архаику, от которой за версту разило новейшими тенденциями и веяниями самой что ни на есть современности. А потом как рванули вперед и вверх, что сами понятия "вперед" и "вверх" подверглись деконструкции - и наступила новая эпоха.
Новую эпоху назвали эпохой постмодерна. Многим она не нравилась - странная вещь, "постсовременность" - это как? это уже не современность? А если современней современности быть нельзя, то это ж деградация, это ж мракобесие берет реванш?
А дальше, как в анекдоте, пошли черепахи-черепахи-черепахи.
Мессианские ожидания смешались с предчувствием тотального чернобыля - и на поверхность повыскакивали грибочки новых имен для предвкушаемой эпохи - "трансмодерн", "метамодерн".
И стала современность центром вращения эпох - или центром отрезка без концов. Премодерн, модерн, контрмодерн, постмодерн, метамодерн, трансмодерн. люди поворачиваются друг к другу, звонят по телефону, звонят даже и в редакции СМИ, пишут в Спортлото - что это все такое, что все это значит, чем отличается одно от другого?
Можно долго рассуждать о тонких и грубых различиях модерна, постмодерна и транс(мета)модерна - описывать качания маятников истории, вводить диалектическую борьбу противоположностей, горевать о предательстве.
Кстати, модернистские враги постмодерна вдруг обнаружили себя по одну сторону с традиционалистами, золотой век-то вдруг у них тоже оказался в прошлом, откуда возвушаются благородные фигуры героев древнего модерна - Ньютон и другие, и отцы-основатели Соединенных Штатов, выбитые в скале, как статуи Будды в Афганистане, уничтоженные талибами.
Но если посмотреть еще глубже, то можно обнаружить единый лейтмотив у каждой из упомянутых выше эпох. Причем продолжить их ряд и в прошлое.
Сначала было осевое время, как его назвал Ясперс. Время отказа передовой части человечества от прежней родо-племенной мифологической картины мира. Время тотального сомнения и перепросмотра всего багажа. Время размышлений и медитаций "с нуля".
А далее каждая новая эпоха начинается с такого перепросмотра, с кризиса доверия существующему "знанию", с "огня по штабам", с разбора менталолома, недоразобранного прежними ниспровергателями и новых куч, нагроможденных в процессе разбора старых.
Регулярное проведение процедуры тотального сомнения - глубокого, насколько возможно, потому что многие вещи остаются за кулисами, у водолаза шланга не хватило на дальнейший спуск - это естественная часть процесса познания. Модерн, кстати, начался с вовсе не мыслившего себя прогрессивным перепросмотра - протестантского, с самой что ни на есть консервативной революции, ваххабитской такой - но перепросмотр в итоге развернулся куда шире - и ни о какой архаизации говорить в итоге не пришлось.
Существует только Модерн - только современность - только здесь и сейчас. По чему бы люди не тосковали - по будущему или по прошлому, от каких бы не страдали от многих и лютых воспоминаний и предприятий (в переводе на современный - предчувствий). Или, если угодно, только Постмодерн - поскольку "здесь и сейчас" нерефлексивно, а осмысливаем мы "уже-прошедшее". Большой Взрыв - Модерн, а планковское удаление от этого момента - уже Постмодерн.
Модерн - это поезд, а в названиях эпох это слово начинает обозначать станцию, которая маячила вдали, потом мы вышли погулять на перрон, а потом поехали куда-то дальше.
Если принять за суть Модерна сомнение и перепросмотр - то, наверное, стоило бы вводить другие слова для названия каждой новой эпохи, а то подходящие приставки закончатся. Греческие переберем, латинские - впрочем, языков много, постмодерн уравнял их, а мы все по старинке, к эллинам да римлянам. Иначе современность так и останется в XVII веке, а свет будет светить из XVIII.
Создание - поддержание - разрушение, старая индийская триада. Научная революция - "нормальная наука" - застой и кризис - новая научная революция.
Посмотрите - постмодерн начался не с Пелевина и даже не с Лиотара, Фуко и Делеза. Он начался с Лобачевского и Римана, в середине XIX века создавших альтернативные геометрии. А то и с немецких романтиков, с которых, можно сказать, началась эволюция и историческое мышление. А модерн остался там, в эпохе париков.
И те, кто остается в парике, кричит - ей, вы куда? там пропасть! вы говорите полную чушь! льете воду на мельницу мракобесов! в нашей юности трава была зеленее! девушки были современнее! молодежь распустилась и не слушает старших!
А это просто очередной перепросмотр. И снова асфальтовый каток и нигилизм, и переоценка ценностей, и сбарсывание с пароходов, и всякой твари по паре, и новые проекты.
Но это не возврат на круги своя. Круги никогда не входят дважды в одну реку. Возлюбленная всегда вечно юна. Реальность всегда абсолютно новая, хотя в ней можно разглядеть все ее лики. Но и прошлые ее лики, если в них всмотреться, окажутся абсолютно новыми.