Wednesday, November 18, 2015

Русская философия после крымнаша


Я помню, как некоторые уважаемые философы из числа преподавательского состава философского факультета РГГУ предлагали закрыть всю эту лавочку и перестать допускать к защите диссертации по этой тематике - вызывавшей, видимо, у них ассоциации с "арийской физикой".

Может быть, они и правы. Может быть, нет никакой русской философии - но тогда нет и немецкой, французской, английской, даже греческой нет. Есть просто философия, универсальный проект. И если ты не просто философ, а "русский философ" - то в твоем карго-философском карго-буфете даже карго-осетрина как-то умудряется иметь вторую свежесть. И не философ ты, а тростиночка почти бессмысленная. 

Такая точка зрения имеет право на существование - если считать, что есть некий идеальный образ философии, ее эйдос, сверкающий в Трансурании. Тогда в каждой философии есть доля философии. А от той или иной социальной группы может приходить только то или иное искажение. Подлинно прекрасное едино и универсально - от индивидуализации же проистекает только паноптикум уродств. 

Однако забавно, что таким почтенно платоническим образом обоснованная русофилософобия является предметом высказывания людей, весьма далеких от платонизма - адептов "аналитической философии" (тоже универсальной, но почему-то процветающей прежде всего на английских и американских философских кафедрах), феноменологии (вселенской, но немного немецкой) и постструктурализма (глобального, но несколько французского). Многие из них, когда слышат слова "эйдос" или "метафизика", склонны хвататься если не за пистолет, то за более приличестсвующую философу кочергу.

Эта несообразность есть во всех антиметафизических направлениях мысли, в которых говорится о "магистральной линии развития человечества". "Нет ножек - нет мультиков". Нет метафизики - нет и магистрали. Выезжая на магистраль, мы имеем пункт А, из которого мы выехали, пункт B, в который мы намерены прибыть. Налицо финальная (целевая) аристотелева причинность - то есть некошерная, запрещенная правоверному сциентисту к употреблению в умственную пищу телеология. За такое спортсменов снимают с соревнований - употреблен допинг, в кулаке спрятан кастет, с доски украдена ладья.

Но взаимодействие дискурсов напоминает не спорт, а войну. Как говорил Дракон у Шварца: "Мы давно уже убиваем без всяких условий". В войне дискурсов на поражение используются любые софизмы - и их использование не подвергается общественному порицанию, поскольку нет ни имеющих глобальный авторитет правозащитников, ни имеющих планетарное доверие международных наблюдателей и миротворческих сил. Тонких софистов в этой войне отправляют сражаться с элитными частями противника с целью посеять смуту среди частей попроще. Грубых софистов отправляют обрабатывать широкое общественное мнение - и они даже занимают первые места в мировых рейтингах философов. проводимых респектабельными журналами типа Time.

Пафос борьбы тех, кого для краткости мне приходится второй раз называть могущим навести на некоторых читателей тоскливый ужас словом "русофилософобы", примерно таков. Это все то же вольтеровское "Раздавите гадину". Но проблема в том, что гадин следует давить честностью, той самой научной честностью и корректностью методологии, которая прославлена девизом на щите рыцаря-гадоборца - а если рыцарь использует недостойное оружие, у гадин отрастают новые головы, причем часто на месте головы самого рыцаря. В последнем случае оный рыцарь сам становится гадом, пытающимся сожрать другую гадину.

Рыцари-русофилософобы полагают, что нанося удары по "русской философии" как таковой, поражают саму путинскую власть, гебистско-бандитскую иерархию, имперскую идею и религиозно-фундаменталистское мракобесие. К русской культуре они относятся как к больному, вылечить которого невозможно, но который опасен для окружающих своим сумасшествием и заразностью, а потому болезнь может быть побеждена только уничтожением самого больного и вещей, которыми он пользовался.

Больной брал в руки Бердяева? Брал и вынул из Бердяева "духовные скрепы". Он брал Соловьева? Брал и вытащил из Соловьева планетарную роль русского царя. Брал русский космизм? Брал - что вытащил, правда, непонятно, но руками потрогал и тавро свое влепил. И они теперь для наших рыцарей как свастика - вроде хороший древний символ, но что делать, он побывал в слишком плохих руках. Извините, ничего личного, в топку.

Но это, так сказать, бой местного значения - но гадоборцы вопринимают себя бойцами на мировой войне, той самой, вольтерьянской. В этой войне применяется тактика выжженной земли - чтобы гадинам негде было завестись. Уничтожить дискурсивные экосистемы, в которых гадины могут существовать, произрастать и кормиться. 

Однако в результате применения такого оружия может возникнуть кризис ментальной экологии. Ковровые бомбардировки следует заменять более современным и точным оружием - и, что важно, не забывать регулярно проходить диспансеризацию на предмет своевременного обнаружения отрастания хвоста, охлаждения крови или образования чешуек и перепонок.

Я понимаю, что речи ректора МИФИ Стриханова, открывшего в своем почтенном учебном заведении то ли кафедру, то ли факультет теологии, впечатляют рыцаря-гадоборца - кстати, прошу иронию в адрес сих досточnимых рыцарей счесть самоиронией, поскольку к антиклерикалам и антиимперцам я отношу и себя - и он чувствует потребность еще раз бросить гадине вызов. Ректор обосновывает введение теологии, используя концепт, который он сам поименовал как "многомерная картина понимания мира" - то есть сосуществование и творческое взаимодействие различных познавательных парадигм. Однако всем понятно, что "другую парадигму" будет представлять РПЦ МП - но ректорат не даст устраивать магические ритуалы вокруг неолитических венер, не позовет камлать шамана, не проведет ритуал айяхуаски, не устроит буддийский ритрит, не будет измерять параметры нервной деятельности у медитирующих, даже не будет устраивать экуменических межконфессиональных христианских встреч. Не позовет адептов новых религиозных учений, не позовет психонавтов с психоделиками из Эсаленского института. А последние как раз работают на самом что ни на есть фронтире, вырабатывая ту самую новую парадигму. Мало того, этот ректор МИФИ и научную фантастику с фэнтези запретил бы, посколько они представляют собой, согласно его собственным словам, "сатанинскую форму религиозности".

Да, от таких альянсов во славу интеграции парадигм веет союзом доктора Менгеле с инквизитором Торквемадой во имя общечеловеческого блага. Но ощущение в воздухе специфического запаха в данном случае еще не является поводом для разрушения МИФИ и дисквалификации всего сообщества физиков как потенциально способных не только делать бомбы, но и дружить с фундаменталистами. Не стоит выкидывать саму идею сдвига парадигм - все же прогрессивная общественность такого не поймет. Постструктуралисткий плюрализм - от него Запад тоже не собирается отказываться (к большому сожалению рыцарей, не прошедших перевооружения, поскольку они по своему обыкновению выжгли бы такую гадогенную плюралистическую среду концептуальным напалмом).

Не стоит с ходу выкидывать и то, что принято называть "русской религиозной философией". В этом именовании многое неточно - и слово "русская" проблемно, и слово "религиозная" спорно. И общего между включаемыми в этот круг фигурами примерно столько. сколько между вороном и письменным столом. 

Однако в постмодернистскую глобальную деревню этот круг тоже может войти - и искатель, выйдя на фронтир познания, может найти в идеях, созданных в этом кругу, немало ценных инструментов для прорыва в неизведанное. Нужно только провести предварительную работу и очистить эти инструменты от налипшей на них имперской, фашистской, нацистской грязи. Выбросить из этого саквояжа штангенциркуль и шприцы упомянутого доктора Менгеле, сдать в подобающее заведение его коллекцию нижних челюстей - отследить и отбросить пропитавшие русскую мысль эгоистические размышления о величии империи, крови, почвы, религиозной исключительности и т.д. Сдать в специализиованный архив тексты вроде "Васисуалий Лоханкин и его великая роль в концерте цивилизаций". 

"Русская философия" может быть философией, только если слово "философия" стоит на первом месте, а слово "русская" добавляется в случае той или иной необходимости вторичным образом. Если человек сначала рефлексирует на своей "русскости", а потом пытается для обоснования своей идентичности найти некую "идею", которую назовет "русской" - такой способ создания идей я бы назвал плохой идеей. Трактат о месте Васисуалия Лоханкина в мировом концерте цивилизаций вряд ли этим мировым концертом будет востребован. Неплохо бы сначала научиться на чем-то играть. Неплохо также поразмышлять о мировом концерте как таковом. И исполнительское мастерство вместе с такими композиторскими идеями могут обеспечить место в этом самом мировом концерте. При условии, что музыкант помнит, что для концерта имеет значение музыка, то есть идеи - а всякого рода навязчивые этнические, национальные и конфессиональные идентичности следует оставлять в личных архивах для личного пользования, и показывать другим, только если другие попросят.