Wednesday, January 25, 2017

Немного об исламофобии

Давеча один комментатор сообщил мне, что "ультралибералы" (так он их назвал) предлагают разрешить мусульманам жить по шариатским нормам.

Я ответил ему, что относительно следования некоторым нормам шариата - среди либералов нет единогласия. Многие выступают за чисто светское общество, в котором соответствующую одежду можно носить только на частной территории. Другие же говорят, что этим нарушается право женщины носить то, что она считает нужным. Первые же заявляют вторым, что такие женщины воспитываются в оппрессивной культуре авраамической религиозности, а потому они не сами захотели носить такую одежду, а их так репрессивно воспитали.

Мне же интересно, что думают те, кто не хотят позволять мусульманам на Западе "жить по шариату", в отношении христианско-фундаменталистских организаций, сообществ ортодоксальных иудаистов и хасидов, которые следуют своим многочисленным ритуально-бытовым установлениям, появляются в общественных местах в предписанной нормами их религиозной группы одежде, накладывают многочисленные ограничения религиозного характера на женщин и детей?

Полемика внутри лево-либеральной среды мне понятна. Она ведется по правилам кантианской этики и сообразно нормам научной дискуссии. Правые же пользуются двойными стандартами по принципу "своим можно. чужим нельзя". Но в США нет никаких "своих". Тут все, кроме индейцев, чужие, да и индейцев тут когда-то не было. Так что на традиционные социальные нормы не сошлешься, тем более что коли в традиционном обществе разрешалось существовать адептам религий, отличных от государственной, то им разрешалось и носить свою традиционную одежду.

Даже исламофобу, казалось бы, было бы проще - ведь он, встречая мусульман в традиционной одежде, знает, что это именно мусульмане и может повысить бдительность, убежать, предложить отправиться в исламскую страну и т.д. Если ты считаешь мусульман потенциальными террористами - то зачем же заставлять их одеваться "как все"?

Может быть, такие правые исламофобы боятся распространения культурного влияния? Западный человек, если он не является выходцем из стран, в которых широко распространен ислам, если и принимает эту религию, то в ее мистической форме, суфизме, который многие и исламом-то отказываются считать. Обратный процесс - секуляризации мусульман на Западе - на много порядков сильнее.

Что остается? Просто "чтобы глаза не видели"? Или надеются, что запрет на одежду вызовет отказ части мусульман от идеи миграции?

Деформации состояния ума эмигранта

Вынужден согласиться с тем, что эмиграция - весьма проблемное начинание с точки зрения развития личности. В течение последнего года я все острее ощущал, что состояние ума эмигранта весьма подвержено ряду специфических этических и интеллектуальных деформаций. Их можно преодолеть, если следить за собой и регулярно проводить экзистенциально-гигиенические процедуры.

Одна из таких деформаций - развитие эмигрантского комплекса культурной неполноценности.

Человек пытается ассимилироваться, разрывает связь со своей культурно-языковой традицией. Комплекс неполноценности вряд ли позволит такому человеку далеко продвинуться в изучении культуры страны, в которую он прибыл - он усваивает преимущественно обрывки ее массовой культуры. Иногда положение отчасти спасает "музейная культура" - к примеру, любовь человека к классической музыке, общей для России и стран Запада. Однако человек не начинает понимать процесса культурных трансформаций, которые идут в стране, в которую он прибыл. Он живет обрывками воспоминаний и убеждений тех времен, когда он еще мог считаться интеллигентом (интеллектуалом), а также набором грубых обывательских штампов, обретенным в процессе ассимиляции, искореженным комплексом неполноценности.

Если же ассимиляция такому человеку по той или иной причине не удается, он находят себе родную языковую среду и оказывется преимущественно в обществе таких, как он сам. В культурном гетто. В этом случае процесс культурной деградации может идти еще быстрее.

Результаты же этих двух видов деградации весьма похожи. Человек становится "альтернативным правым", избирателем Трампа, Нетаньяху, европейских "альтернативных правых". Он ненавидит других мигрантов и поддерживает закрытие страны, поскольку она "не резиновая". Он считает себя "белым господином" и не стесняется проявлять расизм. Если он получает пособия - то он ненавидит мигрантов из других стран, которые тоже получают пособия. Если он нашел работу и больше пособие не получает - он ненавидит всех, продолжающих получать пособие, кроме своих родственников и близких друзей.

В результате он становится, несмотря на свою нелюбовь к "совку", почти что в точности подобен "постсовкам", оставшимся "дома", у которых теперь есть духовные скрепы, фюрер и крымнаш. Та же ксенофобия, тот же цинизм, та же архаизация сознания. Вот такие люди - часто с высшим образованием за плечами - провожают сейчас Обаму бананами и радуются, что кончилось время "черной обезьяны".

Территория: как не рухнуть в палеолит

Когда-нибудь мы вырастем и станем детьми. Мы преодолеем энтропию и инерцию, и будем воображением создавать новые пространства, не применяя силы. Мы станем прозрачными и всепроникающими. Мы не будем занимать места – потому что утратят смысл слова «место», «собственность» и «территория».

Но пока мы не очень прозрачны. И наши физические тела живут на поверхности планеты Земля. Нас тут все больше, а территория одна. И прибавки в ближайшее время не ожидается.

Что значит «жить на своей земле»? Кто этот ее обитатель, который имеет право сказать, что этот конкретный кусочек земли – полностью его, его полная и безраздельная собственность, над которой он имеет полный суверенитет во веки веков?

И как быть, если человек не хочет «жить на земле»? Что если натура у части человечества кочевая?

Принцип «права наций на самоопределение» морально устарел. Устарел, как только стало понятно, что нация представляет собой ментальную конструкцию, что так называемый «народ» – это игра человеческого ума. Что все эти этносы, народы и нации – не более, чем одна из возможных идентификаций. Что они существуют постольку, поскольку находятся люди, которые согласны считать себя их представителями. При этом мы имеем полное право, если захотим, говорить о «народной душе» и «народном духе» (только не надо при этом забывать чистить народные зубы антинацистской зубной пастой).

Но не надо забывать об иных идентификациях и их классификациях. Помимо народов, на белом свете существуют люди различных психологических типов (а также различные классификации этих типов). Существуют так называемые субкультуры, причем я не получаю удовлетворительного объяснения, чем субкультуры, собственно говоря, отличаются от культур. Наверное, тем, что термин «субкультура» появился во времена господства концепции «национальных государств», когда нация была превыше всего, а все остальное получало приставку «недо-».

Когда я слышу или читаю пассажи представителей тех или иных «наций» о «священных правах» этих социальных групп на ту или иную территорию, я всегда вспоминаю эпизод из фильма «Приключения Буратино». Сверчок говорит: «Я живу здесь уже сто лет». А Буратино ему отвечает: «Стооооо?! Ну и хватит с тебя! Теперь я здесь живу!».

Нет такого народа, который бы жил на своей территории «испокон веков». С этой точки зрения, мы все тут оккупанты. Оккупанты-млекопитающие, съевшие яйца динозавров. Оккупанты-кроманьонцы, победившие (и, наверное, тоже съевшие) неандертальцев. Племена же кроманьонцев в бессчетных столкновениях вытесняли друг друга, кочевали с места на место, объявляли территории своим домом, чтобы затем быть побежденными новыми хозяевами.

Создавались и рушились племенные единства, а затем империи. И в итоге люди начали грезить о двух, казалось бы, несовместимых вещах одновременно. Об объединении человечества в единое целое, творческое и дружное, в котором больше не будет войн. Но объединиться так, чтобы это объединение стало объединением нового типа, непохожим на прежние иерархические централизованные империи с метрополией и провинциями. Объединиться так, чтобы это объединение было свободным со стороны тех, кто в него вступает. Вторая же мечта – иметь свой уголок на планете, в котором живущие там управлялись бы со своей жизнью сами, без вмешательства извне. Так началась эпоха, в которой национальные государства отказывались от части своего суверенитета, вступая в добровольные союзы.

Однако сами национальные государства представляли собой унифицирующий подавляющий компонент, и об этом компоненте прекрасно помнили потомки тех, кого вынуждали отказываться от своего языка и прочих культурных особенностей. Они помнили, что почти любое национальное государство само является маленькой империей, и даже более склонной к оппрессии «иного», чем многие империи, дававшие права автономии тем или иным «народам». И в рамках новых межгосударственных объединений внутри вступающих в них национальных государств возникли аналоги антиколониальных движений.

Модерн нес в себе мощный индивидуалистический заряд. Идеологии, утверждающие примат коллектива над личностью (как имперские, так и националистические), подрываются этим зарядом. В новом идеологическом климате по-настоящему суверенной выглядит именно личность. Именно для личностей, согласно новому мифу, существуют государства. Однако «общественный договор» является таковым тоже лишь в мифологеме, поскольку человек, рождаясь, не волен выбирать себе гражданство, а смена гражданства в большинстве случаев представляет собой весьма непростое предприятие.

Представим себе предел развития индивидуалистической парадигмы в ситуации, когда старое понимание принципа суверенитета над территорией сохраняется. Планета окажется разделенной на несколько миллиардов частных территорий, владельцы которых устанавливают на них свои законы. Так оказалась бы воплощена в жизнь одна из рекомендаций «Дао дэ цзин»: «Пусть люди слушают пение соседских петухов и друг с другом не общаются». Однако такой проект может быть реализован только при условии, что человечество состоит именно что из даосов, достигших состояния «совершенномудрия». В противном случае мы получаем ту самую «войну всех против всех». Но в сообществе просветленных существ можно обойтись без права собственности на территорию. Все и всяческие суверенитеты существуют только как средство ограждения себя и своей собственности от враждебных посягательств (под «я» тут может пониматься и «коллективный субъект»). Обратный же принцип – принцип тоталитарного государства планетарного масштаба.

По-настоящему добровольные объединения людей становятся возможными только в нашу эпоху, эпоху создания единого информационного пространства, в котором возможна мгновенная передача информации. Мы можем найти себе единомышленников по духу в любой точке земного шара. Всё в большей степени для человека становятся важны его связи не с непосредственными соседями, но с далекими единомышленниками.

Развитие человечества идет по пути все более свободного формирования идентичностей. Носители этих свободно принятых идентичностей имеют тенденцию формировать как территориальные, так и экстерриториальные сообщества.

Я пониманию стремления людей, считающих себя, к примеру, каталонцами, устраивать свои дела самостоятельно, став независимыми от Мадрида. Однако некоторые борцы за независимость региона хотят, чтобы их государство само стало национальным государством, только меньшего масштаба, и само подавляло бы «чужаков».

Идея местного самоуправления, лежащая в основе регионализма, имеет большой прогрессивный потенциал. Примером тут может послужить Исландия – объединение трехсот тысяч человек оказывается способным предпринять такие реформы, которые не проходят в более населенных странах. Мне вполне импонирует картина мира, состоящего из множества полисов, небольших по численности. Однако подобное планетарное политическое устройство должно будет решать глобальные задачи, не оказаться в состоянии перманентной войны между полисами и каким-то образом предотвращать появление тоталитарных полисов, которые стали бы тюрьмой для значительной части своего населения.  Такие полисы возможны только при условии наличия интенсивно развивающегося информационного пространства и все более свободного перемещения людей по планете.

Еще одна серьезная проблема на пути усиления значения местного самоуправления – не допустить культурной примитивизации.

Именно перспективы всестороннего объединения человечества на гуманистических началах дают возможность существованию полисов нового типа. И наоборот, развитие местного самоуправления может послужить объединению человечества, формируя личности с более высоким уровнем политической ответственности и инициативности. Эти два процесса должны идти параллельно, дабы не произошло скатывания к мировой диктатуре или к всеобщей розни, одинаково чреватых деградацией человечества.

Дабы эти процессы могли идти одновременно, необходимо дополнение принципа территориальности, от которого мы на данном этапе своего развития избавиться не можем, принципом экстерриториальности – мирового гражданского общества, способного инициировать и реализовывать проекты глобального масштаба, способствующие выведению человечества на новые уровни социального, научного и культурного развития.

А то к звездам хочется, а в палеолит – нет.

"Козлы" и "телки"

Есть ощущение, что ненавистников политкорректности одолевает тоска по местам заключения - даже если они в них никогда не были. Однако в этих местах есть свои жесткие языковые нормы и конвенции - альтернативная, так сказать, политкорректность. И нарушитель очень рискует. Например - "ответить за козла". И часто как раз те, привык призывать за "козла" к ответу, впадают в истерику, что вот сейчас феминистки с зубастыми вагинами запретят им произносить слово "телка".

Немного о расизме (пост)советских эмигрантов

К сожалению, советско-постсоветская эмиграция в страны Запада и Израиль в основном "альтернативно-правая". Они не понимают ничего, что связано с революцией 60-х. Их мечта - Запад старого образца, тот самый, колонизаторский, приветствовавший расовые теории до тех пор, пока эти теории гитлеровцы не начали воплощать в жизнь непосредственно на самом Западе. При этом сами они мнят себя "белыми людьми", господами мира. Увы, эмиграция в своем большинстве, даже антипутинская, морально коррумпирует западное общество. И чем эта эмиграция "успешнее в бизнесе", тем в большей степени ей это удается. Израиль тоже хороший пример. Взялись и за Германию. Видимо, имеют желание превратить весь мир в подобие своего болота.

P.S. Навеяло запредельно-расистскими комментариями советско-постсоветских иммигрантов относительно не только самого Обамы, но и его подруги Мишель.