Субкультуры склонны образовывать "племена". В некоторых случаях эти племена вполне имеют потенцию стать "новыми народами".
Если им это удастся - а во многих случаях уже удается и удавалось (многие древние и новые субкультуры и профсообщества интернациональны) - то самим своим выходом на авансцену они потеснят "традиционные нации", еще имеющие некие этнические привязки.
Тогда даже и "гражданские нации" - а они часто носят имена древних племенных образований - переместятся в категорию атавистических явлений в человечестве. "Национально-этническое" станет музейным достоянием планетарного гражданского общества, уйдя из политической повестки дня.
Хорошо бы при этом, чтобы сохранилось планетарное единство. Чтобы новый языковой и культурный континуум имел общие основания, возможность коммуникации каждого с каждым. Чтобы не наступил новый каменный век, век всеобщей войны племен. Чтобы "новые племена", собравшиеся по принципу единства устремления, не деградировали до состояния архаических родовых сообществ.
Вот один из возможных критериев определения, какие субкультурные сообщества склонны к планетарной интеграции, а какие - к родовой архаике: там, где превалирует внешний антураж - там содержание может быть относительно легко заменено.
А еще, если учитывать развитие субкультур с сильной экологистской подосновой и стремлением реализовывать себя за пределами цивилизационных центров - можно предположить, что коллективное сознание человечества допускает вероятность кризиса, который нанесет ущерб цивилизации городов.
Но хотелось бы не тупого повтора, а нового витка спирали. Без существенных качественных потерь. Не уничтожения города, а выхода городской цивилизации на уровень сверхгородской.