Попросили меня давеча дать комментарий относительно перспектив человеческой культуры в случае введения безусловного основного дохода (basic incom) - коротенько, на страничку. Вот что получилось:
Когда речь идет о вероятностях того или иного выхода из зоны бифуркации (неопределенности), то максимально адекватным выглядит ответ блондинки из анекдота: «Какова вероятность, что, выйдя на улицу, вы встретите динозавра?» – «Ну, 50 на 50 – либо встречу, либо нет». В «бутылочное горлышко» входит все человечество – хотя и различные его части движутся к глобальному кризису разными путями. Но кризис – не есть нечто фатальное и пугающее. Кризис – краеугольный камень, основной принцип, лежащий в основе западной политической, экономической и культурной системы. Кризис – это вызов, неизбежный спутник трансформации, который предшествует, сопутствует и является результатом любой реформы. Реформа же на Западе – в своих поочередных эволюционных и революционных стадиях – способ легитимации власти и существующего порядка в целом. Власть в эпоху Модерна гарантирует не стабильность, а именно перемены.
Так что если кто-то думает, что безусловный основной доход (basic income) не вводится из-за боязни кризиса, то он глубоко ошибается. Кризис (вполне очередной) имеет место и без этой новации – и какие бы пути для выхода из этого кризиса не выбирались, итогом будет новый вызов, новая проблема, новый кризис. Эта философия, это мироощущение подобно ощущению горнолыжника, проходящего очередной поворот на трассе. Кризис – это то, чем питается, в чем черпает вдохновение западная культура последних веков.
Итак, представим себе, что программа введения безусловного основного дохода вступила в действие. Для начала замечу, что эта идея не настолько радикальна, как многим представляется. Во всяком случае, такие социальные нововведения, как введение всеобщей воинской повинности и затем ее отмена, или же введение системы пенсионного обеспечения и фиксированного восьмичасового рабочего дня, женского равноправия и т.д. – все это столь же революционные трансформации. Общество, несмотря на то, что большое количество индивидуумов и социальных групп боялось этих нововведений, пошло на эти перемены – поскольку эксперимент есть базовый элемент реформистского социального пространства.
Система вэлфера, пенсионного обеспечения и гарантированных оплачиваемых отпусков как раз и представляют собой элементы социальной структуры, предваряющие введение безусловного основного дохода.
Смогут ли люди распоряжаться своим свободным временем так, чтобы отсутствие необходимости заботиться о своем выживании не привело их к деградации? Полагаю, что ответ в целом должен быть положительным. Тому порукой – функционирование той же системы пенсионного обеспечения.
Экономической проблематики введения безусловного основного дохода я здесь касаться не буду. Что же касается того, повысится или понизится в результате культурный уровень социума, который реализует эту идею – результат будет зависеть от того, сумеет ли общество трансформировать систему образования и иные институции так, чтобы помогать индивидууму вырабатывать более высокие мотивации к творческой деятельности. Полагаю, что переход к более высоким мотивациям деятельности есть едва ли не важнейшая задача человечества, если оно намерено идти по пути развития. Отказ от экспериментов в этом направлении был бы равносилен отказу от развития, признанию принципиальной непреодолимой ущербности человеческой цивилизации.