Monday, September 28, 2015

О затейливой резьбе на гильотинах

Один из самых надежных критериев определения этической высоты/ущербности того или иного сообщества - насколько свободно оно позволяет человеку себя покинуть.

Если это сообщество религиозное - то на языке, свойственном религиозным мифологиям, можно было бы сказать так. Чем больше у членов религиозного сообщества и его начальства желания покарать апостата (отступника) и чем более суровые кары в его отношении рекомендуются - тем в большей степени это сообщество и его наставники подвержены влиянию духов зла. 

И если в каких-то странах казнят за выход из господствующей конфессии - то очень хотелось бы видеть от тех приверженцев этой конфессии, которые заявляют, что они исповедуют "религию мира/добра/любви/etc", активных протестов против практики уголовного преследования по таким поводам. 

Относительно иных сообществ - та же ситуация. Людям, которые пытаются меня убедить в том, что в Советском Союзе все было "не так плохо", я отвечаю: "СССР был тюрьмой, желание покинуть которую - а тем более подготовка побега - подпадало под самые тяжелые статьи уголовного кодекса... то есть правил внутреннего распорядка этой тюрьмы". И не надо мне говорить, что эта гильотина была украшена затейливой резьбой, а под эту виселицу был подставлен стул мастера Гамбса.