Thursday, June 7, 2018

Писсуар везде, или В какой клетке этого зоопарка сидит философ


Давайте на минуточку напряжемся и - невзирая на отвращение в предчувствии актуализации оскомины, а также несварения желудка от очередного употребления многократно переваренного и изначально не очень-то годящегося в пищу продукта - примем еще разочек вовнутрь сознания классификацию человеческой активности, в которую входят такие ячейки, как "наука" и "искусство". Ячейки, вполне подобные волоколамской свалке - по хаотической масштабности и зловонию. Где в этой реальности окажется так называемая "философия"? О да, множество грантополучателей и бенефициаров заявляет - конечно, наука! Строгая! Строжайшая!

Философию и науку, казалось бы, роднил поиск того, что и те, и другие называли словом "истина". Но посмотрим - так называемая наука давно ищет пользу, а не истину. Само понятие истины давно элиминировано и сохраняется в "науке" в основном по маркетинговым причинам - без этого ярлыка на упаковке продукт будут просто покупать, а его производителей почитать обычными бизнесменами и ремесленниками. Окажется утрачен вожделенный статус жреца. Но сами про себя "ученые" уже все знают - или хотя бы догадываются - они просто обслуживающий персонал в экономической машинерии, причем второго порядка важности, что видно по уровню оплаты их труда. Что же до академических (то есть как бы научных) философов - то они ныне пытаются прояснить значение слова "истина" в лабиринтах материи языка, в которых давно потерялись и Минотавр, и Тесей, и даже Ариадна, а ее нить, кажется, уже и ризомой не может считаться. Последний момент, впрочем, обнадеживает - даже ризома недостаточно сложна, чтобы найти выход.

Идем далее. Предельные философско-метафизические вопросы не имеют доказательного ответа - или имеют несколько принципиально антиномичных ответа. Выбор конкретного ответа является актом веры, даже если выбирающий считает себя большим атеистом, чем сам Докинз. Потому, кстати, такие вопросы адепты полезной позитивности "науки" объявляют "ошибками языка" или "бессмыслицей". Такие предельные вопросы понижают акции "ученых" на мировых рынках - которые и так малоликвидны в связи с нерешенностью проблем покорения космоса и преодоления смерти, заявка на решение которых в свое время сильно подняла эти акции в цене. Дополняет картину проблема глубокой коррумпированности, выражающейся, в частности, в продажности экспертизы. 

Но если предельные философские вопросы не имеют однозначного доказательного ответа и мы их выбираем неким актом воли или симпатии - то мы оказываемся в мире так называемого "искусства", в мире эстетического. И недаром метафизика, вытесняемая из науки, уходит в сферы фантастики и фэнтези. 

В качестве иллюстрации посмотрим на мир философии - мир социальный. И что мы там увидим? Борьбу за место под солнцем нойзеров, трансеров, прогрессив-рокеров, металлистов, индустриальщиков, минималистов при доминировании все того же диско, блатняка, гангста-рэпа и изи-лиссенинга. Конечно же, при спонсировании элитами древних объектов государственного культа - разнообразных "Лебединых озер" и "Времен года".

Так что философия - это искусство. Вот вносят очередной черный метафизический квадрат или философический писсуар. В одном месте идет на ура, в другом могут и в полицию сдать. А в третьем их вообще почему-то располагают на какой-нибудь выставке антикварной сельскохохяйственной техники.

А Диоген загорает рядом со своей бочкой. А слон раздумья стоит на потоке нейтрино и смеется. А собака подозрения обнаруживается одновременно в положениях "чешется" и "не чешется". Квадратных мужей вокруг шатается немало - все заслонить солнечный круг норовят. Что же до писсуара - то он везде.