Свободная от российского великодержавия Украина нужна отнюдь не только самим украинцам - тем, которым удалось, преодолев скепсис, второй раз устроить в стране ненасильственную (не совсем, но почти) революцию - и сочувствующим. Это шанс для всей восточно-славянской культуры и для всех обитателей ее пространств - и новые перспективы для человечества в целом. Не надо бояться мыслить масштабно. Привычка редуцировать пафос и героику - симптом трех наших болезней. Апатии, цинизма и конспирологии из серии "все уже проплачено до нас". Пошлый прагматизм ведет только к беспринципной реалполитик и не дает увидеть панорамы возможностей будущего, без оценки которых невозможно ориентироваться в текущей ситуации.
Один мой друг сказал мне, что когда победил первый Майдан, он почувствовал, что как будто часть его души освободилась из-под гнета. Речь он вел о грузе государственных глыб, которые держат взаперти душу народа, объединяющую носителей той или иной культуры в единую общность. Когда асфальт авторитаризма разламывается цветком ненасильственной революции - и если цветок этот не затаптывается сапогами новых слуг нового дракона - человеку становится легче дышать. Легче - если он не связал себя с рухнувшим монструозным образованием, если не привык к его наркотикам.
Свободная Украина - это для нашей восточнославянской общности то же самое, чем могла бы стать для нее русская (и украинская) Америка. Демократической альтернативой для метрополии. Такой же, какой стали Соединенные Штаты для Западной Европы. Это аксеновский Остров Крым - только в большем масштабе.
Но проповедники разделения так называемой "общей судьбы с большим братом" в обеих наших странах не желают самого формирования подобной альтернативы.
Мы не будем здесь говорить о прямолинейных и открытых шовинистах - тех, кто просто хочет вонзить зубы в этот кусок и не желает его никому отдавать - о человекоорудиях российского/московского великодержавия. О них разговор короткий. Они считают, что у их "России" есть великая миссия - привести человечество в место, которое они никак не могут выдать за рай, поскольку никакая маркетинговая служба не может обеспечить им настолько талантливого визажиста. Колючая проволока пудрой не маскируется.
Другие боятся за нежную душу и невинные тела украинцев, которых немедленно растлят прикатившие на розовых танках десантники-трансвеститы из "Гейропы". Для таких коррупция и насилие в Московии предпочтительнее, патриархальнее - в таком вареве вертикаль правильных ценностей стоит и не падает. Альфы на верхних нарах, петухи у параши. Все надежно, по-старому.
Третьи же полагают, что бежать из тюрьмы можно только вместе. Побег же одного безнравственен, а потому бежавшего не зазорно и сдать тюремному начальству. Все три типа объединены одной общей базой: России без Украины будет плохо. А Украину Европа либо оберет до нитки, либо обратит в потребительскую религию. Или одновременно - сионские мудрецы вместе с британскими аристократами еще и не то удумать способны. И будут украинцы жить то ли бедно, то ли богато - но совершенно бездуховно, предав то ли братьев-православных, то ли мировое левое движение.
Действия таких поборников единства наших культур подобны неприятным аффектам ревнивца, не могущего отпустить партнера, желающего уйти. Если бы этот партнер получил благословение и отпущение на все четыре стороны - через некоторое время возможным бы оказалось новое соединение. Скандалы же при разводе отнюдь не способствуют дальнейшему общению. Всем рекомендуется посмотреть на Чехую и вспомнить 1968 год. И посмотреть для контраста на Чехию и Словакию.
Общая культура от вхождения Украины в Евросоюз никак не распадется. Сходное обвинение, наверное, могли бы бросить американцам англичане в период войны за независимость. В итоге британская империя пострадала. А англо-саксонский культурный мир только выиграл. Давайте также посмотрим, в какие времена Германия и Италия были наиболее продуктивными в творческом плане культурными зонами - в эпоху независимых городов или в эпоху единых фатерляндов.
Так повторим - Украина может стать для России аналогом Соединенных Штатов Америки для Европы. Локомотивом преобразований внутри нашей общей культуры. Местом, начиная с которого восточнославянская культура может начать видимым образом реализовывать свои планетарные задачи. Раскрыть собственные потенции. Какие это потенции - об этом немало писали российско-украинские философы, такие как Соловьев, Бердяев, Даниил Андреев. Не будем тут углубляться в эту тему - это особый и длинный разговор. Но планетарный культурный синтез нашего времени без восточнославянской культуры и того лучшего, что в ней еще только должно реализоваться, будет неполным. И меру нашей ответственности - ответственности носителей этой культуры - приуменьшать не стоит.
Пока что, однако, наша культура находится в фактической изоляции от процесса культурного синтеза. Достаточно посмотреть на степень вовлеченности в общемировые процессы российских гуманитариев. Или оценить известность уже упомянутых выше восточнославянских философов. А им было что сказать миру - и, предполагаем, есть что сказать и их духовно-интеллектуальным наследникам.
Интеграция Украины в европейское пространство дала бы нашей общей культуре этот плацдарм - стартовую экспериментальную площадку для выхода в открытый планетарный культурный космос. А если и отказаться от теории культур в пользу чисто космополитического взгляда - то можно обойтись и без идеи долженствования культур. Все просто - свобода, любовь и творчество выражают собой само существо нашего сознания. Стремиться к реализации этих принципов человеку свойственно. От своего лица и от лица редакции Выхода от всей души желаю гражданам Украины успеха на этом пути. За нашу и вашу свободу и творчество. От граждан России - с любовью.