Wednesday, October 24, 2018

"На интернете" и "в интернете"

Среди части русских эмигрантов - из тех, кто имеет хороший гуманитарный бэкграунд - принято следить за чистотой своей русской речи и никогда не переходить на "руглиш" ("вам послайсать или одним писом?"). Общаясь со мной, они весьма удивляются тому, как мы там на исторической родине замусорили прекрасный русский язык эпохи развитого застоя морем англицизмов. Они и не подозревали, что в русском языке на полных правах ныне существуют такие слова, как "фуллтайм" и "дауншифтинг", а также вышеупомянутое "бэкграунд" (и, конечно, "флэшбек"). Но зато законсервированные граммар-наци и ведать не ведают, что будут при попытке шифроваться сразу опознаны как американские шпионы - как только они предложат посмотреть что-либо "НА интернете". Потому что это англоязычные люди сидят, словно пауки, НА интернете. В России же принято то ли быть мухами, то ли заниматься любым делом с глубоким погружением - но, так или иначе, сидят они не НА, а В интернете.

Об универсальности философии

“Философия” - понятие, возникшее в определенный исторический момент, в определенном хронотопе. Но, так как оно было призвано обозначить фронтирную познавательную активность, то оно становится понятием “универсальным”, применимым ко всей реальности - как к фронтирной познавательной активности, так и к тому, что эту активность “окружает” (или же ей окружается). Любая область “реальности”, любой ее “объект” может стать предметом философского созерцания, рефлексии, размышления, рассмотрения, имеет философско-эротическую компоненту, стать предметом эротико-философского влечения. И с такой точки зрения философия вовсе не обязана использовать понятийное мышление. Она может быть усмотрением, как сказали бы эллины, “природы вещей”, в которой “вещью” является любое “нечто”, с его балансом полноты и пустоты. Возможной оказывается не только философия “науки”, “религии”, “искусства” или “истории” - но и философия обуви, кулинарии или футбола, вплоть до философии конкретного тренера или футболиста. Не существует “вещей” вне философии. Философия соположна всей реальности, включая всю совокупность объектов, которые мы в ней можем вычленить. Философия - это стремление к фронтиру и пребывание на нем. Если наличествует воля к познавательному фронтиру философия становится всем - без ущерба для других фронтирных аспектов активности (искусства и т.д.). И именно потому, что философия есть все - нет никакой “философии”, отдельной от остальных вещей. Огонь философского эроса устремлен на Иное, а потому для него нет ничего внешнего и чуждого. Удивительно, но он может гореть даже на университетских факультетах и кафедрах - пробиваясь сквозь тысячу лет выкладываемый и перекладываемый асфальт дисциплинарности, оппрессии, ангажированности, карьеризма и корысти.