Wednesday, August 6, 2014

Кисельные барышни в метеоритном болоте

Некто или нечто - возможно, необычные метеориты - вошли в зону притяжения планеты, но не разбились, а стали совершать некие нетривиальные для метеоритов действия. Немудрено - ведь это были не простые метеориты, а необычные.

"Мы вошли в соприкосновение с двенадцатью разумными расами, причем три из них - негуманоидные. В каких отношениях мы находимся с этими негуманоидами, сам Горбовский, наверное, не может сказать: вступили мы с ними в контакт или не вступили, а если вступили, то по обоюдному ли согласию или навязали им себя, а может быть, они вообще воспринимают нас не как братьев по разуму, а как редкостное явление природы, вроде необычных метеоритов" (Стругацкие, "Малыш").

А как необычные метеориты, которые склонны называть себя homo sapiens, сумели бы обнаружить негуманоидную разумную расу? Не то, что живую - но именно разумную? Если ее представители могут принять людей за метеориты - значит, сами они людям должны казаться, к примеру, чем-то вроде луж слизи. Далекой от белковости. И это теоретически не самый тяжелый случай.

Боюсь, что сию разумную цивилизацию сначала осушат, приняв за болото, а потом опять заведут унылую шарманку об одиночестве человека во вселенной. Если, конечно, в том болоте не утонут. А если заподозрят болото в разумности - то шансы болота на осушение могут резко увеличиться. 

Хотя разумные метеориты, падающие в разумный кисель в полном дружественном метеоритнокисельном взаимопонимании - как это, наверное, прекрасно. 

И не болото там, и не слизь. А кисельные барышни.

Некроредукция

Некроредукция, производимая новоевропейским научным мейнстримом, предполагает рассмотрение любого исседуемого объекта как неживого, неразумного и лишенного сознания - пока не будет доказано обратное.

Конечно, такой подход сильно облегчает манипуляции с объектами. Лягушек в школах только недавно перестали резать. Как-то уже неудобно стало в этой сфере декларировать неприкрытое картезианство, предполагавшее, что животные являются автоматами.

И стало неудобно совсем не потому, что кто-то доказал, что лягушки - не автоматы. Неудобной становится сама некроредукция, сам ее принцип. 

Этот принцип неэтичен в своей основе. Чисто эпистемологическая (познавательная) строгость - вещь, конечно, достойная, но к ней примешивается предельный утилитаризм и гордыня "царя природы". Если полноту жизни, разума и сознательности обозначить единицей, а полное отсутствие всего перечисленного - нулем, то получится, что рассматриваемый принцип дает полную презумпцию именно нулю. А я никак не могу считать ноль более строгой и научной вещью, чем единицу или бесконечность.

Я полагаю, что этичный подход к объекту исследования должен быть прямо противоположным. Пока убедительно не показано обратное, следует допускать, что он живой, сознательный и разумный. И элементарная частица. И облако. А если не облако само по себе, то некие комплексы атмосферных явлений (для нас - комплексы, а в себе - целостности). И придорожный камень. И звезды с планетами. И лягушки. 

И даже люди.