Wednesday, November 8, 2017

Симуляция нуля

Картезианская предпосылка, которую используют и многие из тех философов, которые не считают себя картезианцами – концепт «эпистемологического нуля».

Концепт эпистемологического нуля основывается на допущении, что существует точка начала познания. И в этой точке познающий субъект не имеет ничего, ничего не знает, не имеет данных, не имеет интерпретаций этих данных – то есть является ничем, а если и чем-то, то точкой без содержания и размерности. Постольку, поскольку картезианский проект предполагает возможность вхождения в «нулевое состояние» познающего, который имел до этого некий опыт и концептуальный багаж – другая предпосылка предполагает, что снять предшествующие познавательные слои возможно, что этот путь к центру, путь к нулю существует. Наконец, третья предпосылка – что из точки нуля возможен выход, что из этой точки возможно выстроить здание знания.

Итак, существует эпистемологический нуль, существует путь к этому нулю и существует выход из нулевой точки, в процессе которого возможно формирование объективного достоверного знания. Таковы три базовые картезианские предпосылки.

Эти три предпосылки составляют основу, первичный каркас картезианского эпистемологического мифа, предваряющего дальнейшее познание. Ирония ситуации заключается в том, что само предположение о существовании нуля, не будучи осознано именно как предположение, фатальным образом полагает бездну между познающим и тем самым нулем, который он ищет. Концепция нуля сама по себе вовсе не является этим нулем. Это конструкция, мешающая избавиться от конструкций. Эта «нулевая» конструкция замещает собой искомый нуль, симулирует его. она представляет собой своего рода контрабандный товар, софистический прием – приняв концепцию такого квазинуля, познающий впадает в иллюзию, что он находится в самом настоящем нуле, достиг его, просто его постулируя. Такой «ход конем» позволяет познающему схалтурить и прекратить поиск нуля, иногда фактически его и не начав. Взяв в аренду этот метр эпистемологической границы, познающий может, даже сам того и не желая, протащить сквозь строгий таможенный контроль на территорию «новой критической достоверности» любую контрафактную продукцию ума.

Далее на этих трех контрабандных предпосылках возводятся остальные конструкции картезианского мифа. Вводятся понятия «ясности и очевидности», «естественного света разума», «прозрачных для ума суждений». Вводятся некие логические правила, полагаемые корректными и адекватными, с помощью которых из этих «прозрачных суждений» можно построить дом знания, вырастить «древо универсальной единой науки», разобрать непознанный мировой механизм с помощью инструментов ума и собрать его снова, познав его в процессе разборки и новой сборки.

No comments:

Post a Comment