Само существование тайных "специальных" служб неконституционно. К примеру, ни одна спецслужба в США не была создана по воле народа - ни одна партия, ни один президент, идя на выборы, не имели в своей программе такого пункта, как создание секретной силовой структуры.
Западные общества начинают осознавать всю опасность существования таких "черных дыр" в государственном механизме, не только находящихся фактически вне общественного контроля, но и, напротив, стремящихся к усилению своего контроля над обществом.
Даже государство, частью аппарата которого являются тайные службы, идет по пути легализации деятельности whistleblower'ов - частично под давлением гражданского общества, а частично, может быть, понимая, что тайные силовые службы могут стать единственной реальной властью, подмяв под себя другие госструктуры - как это произошло, к примеру, в России.
Перспектива (вовсе не гарантированная, конечно) в рамках этой тенденции - ликвидация специальных секретных служб как таковых (например, в результате расформирования или в результате снятия секретности). Попытка создания таких служб попадет в разряд наиболее тяжелых преступлений.
Каким именно образом общество будет защищать себя от угроз, которыми ныне занимаются секретные службы - если эти службы вдруг исчезнут? Не знаю. Но полагаю, что развитое гражданское общество может решить эту проблему.
Кроме того, я полагаю, что секретные службы сами по себе являются угрозой обществу, перекрывающей по своему масштабу те угрозы, для предотвращения которых спецслужбы, как нам говорят, создавались.
Как показывает мировая история, деятельность тайных служб не снимает террористическую угрозу, а повышает ее. Спецслужбы спонсируют и координируют деятельность террористических организаций. Агенты спецслужб могут одновременно являться террористами и наоборот. Классический пример - глава "Боевой организации партии эсеров" и одновременно агент охранки Евно Азеф.
Секретный характер деятельности рассматриваемых служб стимулирует создание разнообразных конспирологических теорий - многие аналитики, историки, политологи, социологи и философы не могут игнорировать наличие в обществе массивных "черных дыр" и вынуждены выдвигать предположения о том, какие процессы идут внутри них.
В частности, нельзя исключить вероятность, что уже создан или создается "интернационал спецслужб и террористов", целью которого является захват планетарной власти и ликвидация гражданского общества, пытающегося контролировать силовые структуры. В рамках своей деятельности по захвату власти такой интернационал может генерировать террористические угрозы с целью склонить общество к отказу от гражданских свобод ради безопасности.
Само наличие секретных силовых структур является актом террора по отношению к обществу. Любая секретная силовая структура должна быть признана террористической организацией.
И необходимо помнить, что - в рамках гипотезы о хотя бы частичном слиянии спецслужб и террористических групп - секретные службы будут реагировать на попытки уменьшения их влияния и сокращения их полномочий путем запугивания общества - то есть путем террора. Они будут стараться показать, насколько они обществу нужны.
А обществу и отдельным людям в любом случае придется - и практически каждый день приходится - отвечать на вопрос. что им дороже - свобода или безопасность. Вернее, иллюзия безопасности - поскольку отвергающий свободу, продолжая мысль Франклина, не только не заслуживает безопасности, но попросту не получает ее. У раба нет возможности заставить своего господина выполнять обещания - разве что попытаться преодолеть страх и снова осознать себя свободным.
No comments:
Post a Comment