Те несколько абзацев, которые опубликованы ниже - несколько мыслей, достаточно тривиальных для человека, находящегося в курсе рассматриваемых проблем. Да простят такие люди автора за эту тривиальность.
"Все преходящее есть лишь наркотик" - написал я, нагло перефразируя Гете, в одном из юношеских стихотворных опусов в 1994 (если не ошибаюсь) году.
"Ломку" (привыкание) вызывает любая привычка. К любому "хорошему" быстро привыкаешь. К горячей воде в кране. К невысокому уровню агрессии - и, если уровень вдруг повышается, начинает "ломать".
Перейдем к частному случаю привыкания - так называемой "наркомании", связанной с употреблением психоактивных веществ.
Первая подмена, которую делают "борцы с наркотиками" - выкидывают некоторые опасные виды привыкания из зоны рассмотрения. Например, привычку к смотрению телевизора, правительственных новостей, ток-шоу, сериалов. Привычка к перееданию, гневу, зависти и многому другому тоже наркоманией не считается. Совсем уже странно, что не считается наркоманией привыкание к излишнему употреблению сахара, никотина и алкоголя.
Таким образом, в сознании обывателя главным признаком "наркотика" является его нелегальность. Хорошо известнен факт, чем опасны эти "наркотики" прежде всего - за них можно попасть в тюрьму.
Все "наркотики" объявляются едва ли не одинаково опасными. Не проводится различения между "легкими" и "тяжелыми" изменяющими сознание веществами. Совершаются и прямые подмены - многие виды изменяющих сознание веществ (к ним относятся, насколько мне известно, алкалоиды марихуаны, ЛСД, псилоцибин (грибы)) вообще не являются наркотиками, то есть не вызывают физического привыкания.
В результате огромное количество людей, употребляющих эти вещества в познавательных и творческих целях, становятся для общества чем-то вроде смеси прокаженного и серийного маньяка-убийцы.
Радует, что в западных странах идет процесс декриминализации некоторых изменяющих сознание веществ. Прежде всего это касается марихуаны, легализованной в нескольких европейских странах и нескольких штатах США. Тенденция положительная.
Полагаю, что ситуация с "наркоманией" сильно улучшится, если людям будут доступны качественные психоактивные вещества, а не жуткие суррогаты.
Основная проблема употребления веществ - социальная. Никто не тревожится за студентов Колумбийского университета в Нью-Йорке, когда они употребляют марихуану, психоделики, да даже и стимуляторы с транквилизаторами. Всякое бывает, но патологии, насколько я знаю, редки. Алкоголь для тех же студентов значительно опаснее по ряду причин, о которых здесь говорить не буду.
Другое дело - какие-нибудь ПТУ в российской глуши.
Так что надо работать с людьми, а не с веществами. Вернее, следует производить хорошие вещества, чтобы не производились плохие. Необходимо декриминализовать их употребление и хранение в сравнительно небольших количествах. Исключить стигматизацию, при которой человек, осознающий свою зависимость, опасается обратиться за помощью из-за боязни уголовного или административного преследования, общественного остракизма и т.д.
Еще раз могу повторить - каждый случай индивидуальный, каждый человек требует индивидуального подхода. Но такие люди, как Ройзман, готовы, видимо, запретить употреблять ЛСД даже Станиславу Грофу, психологу-экспериментатору. Следует продумывать адекватные механизмы, нормализующие ситуацию вокруг психоактивных веществ, гармонизирующие напряжение, учитывающие все сложные моменты. Учитывающие социальное многообразие людей, употребляющих психоактивные вещества - новаторов-ученых, созерцателей-мистиков, людей искусства, познающих, расслабляющихся, концентрирующихся, убегающих от проблем, самостоятельных, зависимых...
Не надо обманывать людей. Правду говорить легко и приятно. Обществу необходимо по возможности объективное знание, диалог, дискуссия с привлечением настоящих экспертов из разных областей - а не примитивное мифотворчество, цель которого - запугать обывателя.
No comments:
Post a Comment