Tuesday, July 22, 2014

С чем родился

А мне не стыдно, что я русский. Хотя и испытываю смущение, когда говорю, что я из Москвы. Словно путинское тавро на лбу открываю собеседнику. 

Не стыдно - как не стыдно за то, что я оказался существом мужеска пола и гетеросексуальной ориентации. Уж с чем родился - с тем и родился. Стыдятся за то, что выбирал сам в течение жизни. Осознанно. Так формируется дружеский круг. Подавляющее большинство моих друзей, с которыми я по взаимному согласию вступил в дружеские отношения, поддерживают украинскую революцию и не поддерживают российских нацистов и имперцев. 

Мне не стыдно за мужчин - поскольку это либо чисто биологическая внеэтическая категория, за которую стыдиться нечего (поскольку за биологию мы не в ответе), либо вещь этическая, идеальная, высокая, укорененная в небесах. Но тогда те особи мужского пола, которые насилуют женщин в темных закоулках - это не мужчины, а самцы. 

Вот так же дело обстоит и с национальностями. Либо нации и этносы - это чистая биология или, по крайней мере, вопрос обстоятельств рождения - и тогда за это ответственности тот, кого угораздило, не несет. Либо народы - это "божественные мысли", а идея народа - это то, что "думает о народе Бог" (слова Вл. Соловьева, который философ, а не телеведущий - неужели теперь всегда придется уточнять - я уже выражал удовольствие давеча, что на российском ТВ еще собственных платонов не развелось). 

И тогда Путин сотоварищи - не русские. Русские - это Герцен и Лев Толстой. А за них мне стыдиться нечего. А вот за что можно стыдиться - это как я допустил в том месте, где я живу (точнее, жил, поскольку теперь я живу в разных местах), эту новую-старую чуму. Почему ушел с улиц в августе 1991 года, почему не довел до конца свою революцию, которую все равно доделывать придется. Наивный был, конечно, но как-то не получается этим оправдаться. 

Ответственность - она всегда личная, а не коллективная. Не надо стыдиться за некую общность. Только за себя. В частности - сам собой приходит в голову вопрос, что я сделал для того, чтобы с моей территории не разъезжались по миру террористы с буками и другими хищными растениями. И всегда получается, что сделал очень мало. Мало думал. Мало писал. Мало медитировал. Мало выходил на площадь.

No comments:

Post a Comment