Saturday, June 8, 2013

Какие крылья у РПЦ МП?


Итак, получил официальное подтверждение тот факт, что глава РПЦ Кирилл (Гундяев) совершал в мае визит в Китай, пользуясь самолетом специального летного отряда “Россия” - то есть государственным самолетом. И полет совершался на средства налогоплательщиков, в том числе и тех, кто не относит себя к юрисдикции РПЦ и не является прихожанином культовых сооружений, принадлежащих этой организации.

Таким образом, оказалось, что “все мы немножко лошади” - и наплевать что “вы все там химики и нет на вас креста”. Нет - так будет. Вполне логичный шаг после того, как все те, кого РПЦ считает “этническими русскими”, отнесены ей к своей епархии, являются “православными по рождению”. Даже если они уже давно буддисты школы кагью или “родноверы”, проводящие обряды “раскрещивания”. 

Отечественные фундаменталисты, да и более умеренные консерваторы даже и не из церковной среды ссылаются на опыт других стран, вполне себе западных и либерально-демократических - к примеру, некоторых скандинавских. Поминают Италию, Грецию, Грузию. Указывают, что в этих странах “православные” (точнее именовать их восточно-халкидонитскими, чтобы не пользоваться методами НЛП-программирования) деноминации имеют особый статус, выделены государством. И они правы, такие страны есть, в том числе и в Европе.

Однако какова мораль из этого факта следует? Неужели вышеуказанные люди спят и видят Россию в среде ультралиберальных европейских стран - таких, как Исландия, в которой недавно конституцию разрабатывал и утверждал сам народ с помощью интернета? Как-то нет верится - их идеалы вызывают аллюзии если и не с Ираном и Саудовской Аравией, то с отечественными достижениями в области демократии и прав человека - Московским царством Ивана Грозного, романовской империей Николая Первого и, конечно, проектом Иосифа Сталина. Все эти компоненты сторонники церковно-государственной симфонии часто склонны соединять “в одном флаконе”. Несочетаемых вещей не бывает - ворон очень многим похож на письменный стол.

Существуют две логики - логика “закручивания гаек” и, соответственно, раскручивания оных. Церковно-государственные отношения в Исландии являются весьма прогрессивными с точки зрения положения дел в Европе времен императора Юстиниана. И сегодня эта “симфония” фактически никак не ограничивает права представителей религиозных меньшинств, агностиков, атеистов и индифферентных к вопросам вероисповедания людей. Другими словами, мы никак не можем констатировать в Исландии усиление клерикальных тенденций.

Однако в России происходит именно последнее. Только за последние пару недель до меня дошло две не очень масштабных, но весьма колоритных новости. Первая - по жалобе координатора “Союза православных братств» префектура Центрального округа  порекомендовала магазину, торгующему “эзотерикой”, сменить название. Оно звучало как “Ведьмино счастье”. И вторая - история с Крокодилом Чуковского, у которого бдительные мусульмане отняли текст, написанный арабской вязью, который тот, видимо, читал, поскольку говорил по-турецки и учился читать до ататюрковской языковой реформы.

Давление на общество со стороны “религиозных” организаций усиливается (вопрос, что такое “религия”, весьма непрост и неоднозначен, поэтому слово это и его производные я помещаю в кавычки). И общество в условиях неразвитой гражданственности не может противостоять этому давлению, осуществляемому благодаря поддержке или попустительству государственных структур. Взаимная заинтересованность в поддержке в паре “империя-церковь” и есть суть церковно-государственной “симфонии”.

Вместо открытости миру, интеграции и развития “симфоническое государство” начинает воспринимать себя неким сакральным и одновременно политическим центром вселенной. “Симфония” - это сакрализация политики. Системы ритуалов и табу, свойственные государственной “религии” (которая по необходимости профанирующей высокие идеи и дух основателей, если, конечно, высота действительно имела место быть), становятся нормативом для всех подданных - несогласные попадают в то или иное гетто и лишаются ряда прав. К примеру, госслужащие в российской империи были обязаны Великим постом приносить на службу справку о прохождении исповеди.

Далее - может иметь место экспансия. Быстрая и не замедлившая себя ждать - в случае ислама. Юстиниан объединял осколки Римской империи, так же насаждая унификацию. Затем можем вспомнить “крестовые походы” всех мастей и принудительное крещение людей во время колонизации. Одна из мотиваций, которые двигали совершавших экспансию - обыкновенная ксенофобия, вера в то, что “я живу в лучшем месте на земле, у меня самый данный богами язык и самая лучшая страна”. И самые правильные обычаи, конечно. Эти обычаи, по мнению такого эгоцентриста, чем древнее, тем священнее и правильнее. Даже если положение дел на планете сильно изменилось - допустим, если перенаселение ставит человечество перед необходимостью изменить нормы семейной и сексуальной жизни - фундаменталисты будут стоять на своем, даже когда не могут отрицать факт этих изменений (эволюцию отрицать они еще могут, но вот рост численности населения планеты и экологический кризис - нет). Если же нет возможности захватить мир - значит, следует окопаться и “строить социализм в одной отдельно взятой стране”.

Сходное положение дел мы сегодня наблюдаем в Турции - во многом протесты связанны именно с началом клерикализации страны при Эрдогане. Но там, судя по всему, исламизация потерпит крах. Не так хороши перспективы сторонников клерикализации и в России, несмотря на все упования одних и опасения других. Однако гражданское общество должно быть внимательным и вовремя пропалывать баобабы. С другой стороны, дух евангельской проповеди становится труднее воспринимать, поскольку само слово “христианство” в сознании людей связывается не с личностью и учением Иисуса, а с этой самой церковно-государственной иерархической машиной.

То, чему эта машина поклоняется - это сила. Именно эту силу великодержавие и называет часто словом “бог”. То, что отверг Иисус в пустыне, пройдя через искушение царствами, с радостью принимают церковные иерархи, которых, вроде бы, по евангельскому завету, никак не следует называть ни “отцами”, ни “учителями”, ни “наставниками”.



Текст опубликован в "Грани.ру".

No comments:

Post a Comment